|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Оптовая стоимость бензина идет на рекорд: Что будет с ценами на заправках Оптовая стоимость бензина идет на рекорд: Что будет с ценами на заправкахПравительство РФ запрещает экспорт бензина с 1 августа СЕЗОННЫЙ ФАКТОР И ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ Бензин – дорогое удовольствие! Особенно, если покупать его сейчас оптом. Потому что оптовые цены на бензин вышли на пиковые значения. Стоимость тонны Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла 74 997 рублей – это рекорд текущего года. До исторического максимума установленного 7 сентября 2023 года - 76 876 рублей - рукой подать. Почему же дорожает топливо и что будет с ценами на АЗС? Эксперты спешат успокоить – у правительства достаточно механизмов, чтобы не допустить столь же стремительного роста розничных цен. А резкий взлет оптовой стоимости в летние месяцы – дело обычное. - Летом люди традиционно больше ездят на автомобилях, чем зимой. Это касается всего Северного полушария, и Россия – не исключение, - рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Речь не только о дачниках. Россияне освоили внутренний туризм, путешествуют на Алтай, в Дагестан, на Черное море… В последние годы и после закрытия многих аэропортов на юге летний автомобильный сезон стал более ярко выраженным. Есть и другие причины, по которым предложение не успевает за спросом и цена бензина растет. Среди них: - Аномальная жара (водители чаще гоняют кондиционеры и тратят больше топлива); - Плановые ремонты, на которые летом останавливаются нефтеперабатывающие заводы (из-за чего снижается предложение); - Начало уборочных работ в сельском хозяйстве; - Россия традиционно производит много дизеля – из всего объема на экспорт отправляется 50%. Иными словами – делаем в два раза больше, чем нужно нам самим. С бензином ситуация другая, тут доля экспорта - всего 10%, - добавляет Игорь Юшков. - В таких условиях возрастают угрозы физического дефицита топлива – например, в случае с ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах. Они бывают плановые, но случаются и внезапные – например, под Новый год сломалось оборудование на нижегородском НПЗ. Поскольку Евросоюз запретил поставлять нам необходимые комплектующие, эти ремонты еще и затягиваются. Что тоже сказывается на объемах производства. РОСТ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН – НИЖЕ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ Тем не менее розничные цены на топливо связаны с оптовыми лишь косвенно. Здесь тоже наблюдается рост цен. Например, за прошлую неделю средняя цена литра Аи-95 выросла на 30 копеек – до отметки в 57,32 рубля. То есть с начала года цена выросла на 4,1%. Это ниже общего уровня инфляции в 4,8%. - По оптовым ценам бензин в основном закупают независимые АЗС, не имеющие собственных нефтеперерабатывающих заводов. А примерно 60% нефтепродуктов реализуется вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВНИК) напрямую с собственных заводов, и их цены к биржевым практически никак не привязаны, - отмечает Игорь Юшков. - Да, на бирже бывают резкие скачки, это обычная история – там стоимость тонны топлива может меняться на десятки процентов вверх-вниз в течение месяца. Но обычным автомобилистам этого пугаться не стоит. У государства есть инструменты, которые позволяют укладывать рост розничных цен в пределах инфляции. Речь о так называемых демпферных механизмах. Это когда нефтяным компаниям возвращают из бюджета часть их собственных налогов, чтобы они не задирали цены на внутреннем рынке. Это позволяет сетям АЗС реализовывать топливо в стране по тем ценам, которые устраивают государство. Даже несмотря на то, что продать его заграницу было бы выгоднее. ЧТО ПОМЕНЯЕТ ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ? В общем, от высоких оптовых цен страдают в основном независимые сети заправок, которым в таких условиях сложнее конкурировать с ВНИК и приходится работать в убыток, чтобы не потерять покупателей. Отдельная история – аграрный комплекс. Сельхозпредприятия тоже могут покупать топливо с биржи, но на практике редко этой возможностью пользуются. - Кто-то считает, что это не их профиль и вообще очень сложный процесс, в котором они мало что понимают, - рассуждает Игорь Юшков. – У многих нет технических возможностей для закупок впрок. В теории, можно приобрести зимой летнее дизтопливо по самым низким ценам и получить существенную выгоду. Но где его хранить? В итоге появляются игроки, которые закупают топливо оптом на рынке и перепродают аграриям. Само собой, это никак не способствует снижению конечной цены. Тем не менее, с 1 августа в стране вновь вводится запрет на экспорт бензина. Соответствующее постановление вступило в силу еще 1 марта, однако в июне-июле компаниям разрешили продавать топливо за рубеж. Сейчас снова будет нельзя. Таким образом планируется восполнить дефицит бензина на внутреннем рынке и стабилизировать ситуацию на бирже. Как отмечают эксперты, не стоит ждать мгновенного эффекта, но он все равно будет, и оптовые цены поползут вниз. Автор: Николай Мысин Источник: KP.RU, 24.07.2024
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|