Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия расширяет нефтяную экспансию в Азию. Кто следующий

Россия расширяет нефтяную экспансию в Азию. Кто следующий

Эксперт Юшков: РФ стоит осторожнее поддерживать нефтегазовые проекты за рубежом

Сообщение о том, что индонезийская государственная компания Pertamina планирует вернуться к закупке российской нефти, включив российскую нефть Urals и Sokol в свои тендерные списки, не стало неожиданностью. Страны Юго-Восточной Азии обращают пристальное внимание на наши энергоресурсы по двум причинам.
 
Первая - их экономика растет, а своих запасов мало, значит, нужны стабильные недорогие поставщики. Этим условиям Россия вполне отвечает. Вторая – на российской нефти можно неплохо зарабатывать. А Индонезия хочет заработать. Раньше она, возможно, опасалась это делать из-за санкций и некоей общей "токсичности". Но пример соседних стран показывает, что все это вполне возможно и выгодно. Ведь скидки на российскую нефть хоть и уменьшились, но они все равно есть. Она дешевле, чем у конкурентов.
 
В целом решение возобновить покупки было за Индонезией, а не за Россией. Они решили покупать нашу нефть снова, сочтя это для себя целесообразным на текущем временном отрезке. С учетом десятилетнего перерыва вряд ли можно сказать, что боялись санкций. Тем более, все эти ограничения касаются перевозки, а не покупки. Если нефть дошла, значит можешь купить по любой цене. Именно поэтому неверно предположение, что Россия согласилась на ценовой потолок. Такого вообще не происходит. Появление Индонезии среди покупателей вовсе не означает, что мы стали придерживаться потолка. Нет, мы стремимся продать нефть подороже. 
Глобально России выгодна диверсификация рынка. Сейчас у нас есть два основных покупателя – Китай и Индия. И мы заинтересованы там закрепиться всерьез и надолго. Это растущие экономики, население там тоже увеличивается, автомобилизация возрастает, нефти потребляют все больше. Значит, и сбыт долго будет стабильным. Но нам нужны и другие покупатели. Да, Индонезия и прочие партнеры берут небольшие объемы. Думаю, что речь идет об отдельных партиях, а не о масштабном контракте. Но все это создает конкуренцию за российскую нефть, которая позволяет ту самую скидку сокращать. 
И покупатели из ЮВА, и из Африки, из Южной Америки тут важны. А объемы, повторюсь – не главное. Важнее другое – куда эта нефть идет. Некоторые игроки делают как Индия – покупают нефть, перерабатывают нефтепродукты, и продают их на внешние рынки. Так делали, например, ближневосточные страны – высвобождали свою нефть и нефтепродукты для продажи на внешних рынках, а для внутреннего потребления использовали российскую. Тем же путем шли страны Северной Африки – Алжир, Ливия, Марокко. И им было выгодно, ведь транспортное плечо там совсем короткое.
 
Не исключено, что чем-то подобным займется и Индонезия. В ЮВА это можно сделать, продавая нефтепродукты на азиатские рынки без каких-либо ограничений. Тот же Китай вполне может их скупать.
 
Вообще Россия взаимодействует в нефтяной сфере со странами ЮВА еще с советских времен. Достаточно вспомнить Вьетнам: раньше действовала компания "Вьетсовпетро", занимавшаяся добычей нефти и газа на шельфе. Позже для подобных проектов была создана компания "Зарубежнефть", которая тоже во Вьетнаме активно присутствует.
 
Оценивать их работу сложно - стоит подождать, какие объёмы и проекты будут реализованы. Но в целом относиться к этому надо аккуратно, ведь мы по сути помогаем конкурентам на глобальном нефтегазовом рынке. Возникает вопрос к государственным компаниям– зачем вкладываться в зарубежные проекты, ведь эти же деньги можно было вложить в Россию. Но тут важен баланс – с одной стороны поддерживать сотрудничество с Вьетнамом и другими игроками, с другой – не слишком поддерживать конкурента.
 
Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: ПРАЙМ, 24.07.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики