Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чей газ будет продаваться на хабе в Турции

Чей газ будет продаваться на хабе в Турции

Турция заявляет, что газовый хаб (торговая точка) на ее территории почти готов к работе. Но судя по всему, будет он не совсем таким, как изначально задумывалось. Идея-то была наша. Она заключалась в продаже на хабе в основном именно российского газа, поставки которого в Турцию мы были готовы увеличить, в том числе, за счет расширения трубопроводной инфраструктуры.

Теперь речь идет, в первую очередь, о турецком газе, а потом о "голубом топливе" от других поставщиков, куда относят и Россию. Впрочем, эксперты считают, что Россия сохранит за собой роль ключевого поставщика газа в Турцию. Вопрос лишь в том, кто будет на этом больше зарабатывать, мы или Турция.

Впервые о газовом хабе в Турции было сказано почти два года назад, в октябре 2022 года спустя две недели после подрыва "Северных потоков". Речь шла о поставках на хаб газа из всех стран имеющих возможность отгружать голубое топливо в Турцию как по трубам, так и в сжиженном виде (СПГ). Но основным сырьем, дающим хабу необходимую ликвидность, планировалось сделать российский газ. Турецкий хаб должен был стать альтернативой нидерландскому хабу TTF, куда после подрыва трубопроводов в Балтийском море наш газ поступать перестал.

Сейчас, по словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслана Байрактара, в первую очередь, разговор идет о продаже на хабе турецкого газа, сначала с месторождений Черного и Средиземного морей, а потом и газа Эгейского моря. А вот ни о строительстве новых газопроводов из России, ни о расширении старых никаких заявлений не звучало. 

При этом Турция остается импортером газа. В год страна потребляет более 50 млрд кубометров газа. По трубопроводам главный поставщик - Россия (21 млрд кубометров в 2023 году), далее идут Азербайджан (10,2 млрд кубометров) и Иран (6 млрд кубометров). Кроме того, Турция покупает значительные объемы СПГ (около 13 млрд кубометров). Основные поставщики - Алжир, США и Россия.

Собственная добыча Турции совсем невелика. До 2022 года составляла менее 0,5 млрд кубометров, но с 2023 года начала расти, что связано с началом разработки нового месторождения "Сакарья" на шельфе Черного моря. Планируется начать разработку еще нескольких месторождений. К 2028 году Турция рассчитывает добывать от 14 до 20 млрд кубометров газа. Именно этот газ Турция хочет экспортировать. Он изначально дорогой, поскольку добыча в Черном море осложнена слоем сероводорода под слоем воды. Долгое время разработка залежей Черного моря из-за этого считалась нерентабельной.

Отправить свой дорогой газ на экспорт, а более дешевый, за счет скидок, из России поставлять на свой рынок - идея прекрасная, но едва ли реализуемая. И здесь Турции помогает нынешняя весьма напряженная геополитическая обстановка. Турция сейчас - ключевой рынок в Европе для нашего газа.

Есть еще момент, связанный с другими поставщиками газа. Как отмечает директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, в Турции сейчас активно строится газотранспортная инфраструктура (расширение газопровода TANAP из Азербайджана и увеличение мощностей приемных терминалов СПГ) - к 2030 году ее пропускная способность возрастет на 30 млрд кубометров. Поэтому у страны будет возможность продавать на хабе как свой газ, так и сетевой газ России, Ирана и возможно Туркменистана, а также СПГ, который будет направляться в Турцию.

Планы Анкары наполеоновские, но в их исполнение многие не верят. К примеру, заявления турецкого правительства по наращиванию собственной добычи газа нередко критиковались специалистами, которые связывали эти обещания с предвыборной кампанией президента страны Реджепа Тайип Эрдогана.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, наращивания добычи идет медленнее, чем ожидали и обещали турецкие власти. Пока что в мае там было добыто всего около 150 млн кубометров, что вдвое меньше заявленных объемов на первом этапе. А вообще к 2028 году они по плану должны нарастить добычу почти в 10 раз по сравнению с текущим уровнем. Но пока процесс буксует.

Гривач считает, что по запасам в разработке, и по свободным мощностям в добыче, и по инфраструктуре на входе в Турцию газ из России существенно превосходит любой другой источник поставок. Иранский газ может быть представлен в каких-то объемах, но там инфраструктура и экспортные возможности имеют ограничения и подвержены волатильности. С туркменским газом еще сложнее: пока поставки возможны только в виде сложносочиненных свопов (замещающие поставки) через Иран или Россию.

А у нас есть свободные мощности для поставок на турецкий рынок, подчеркивает эксперт. Если брать цифры прошлого года, то мы могли бы увеличить поставки в 1,5 раза, или на 10 млрд кубометров. Но также есть дефицит мощностей на выходе из Турции в Европу. Транзит в ЕС через "Турецкий поток" сейчас идет близко к максимуму.

По мнению Беловой, также для увеличения поставок российского газа в Европу через Турцию может быть более активно задействована существующая газопроводная система Азербайджана. В случае расширения мощности отдельных ее участков поставки российского газа могут возрасти на порядка 20 млрд кубометров в год.

Эксперт отмечает, что хаб предполагает возможность вовлечения максимального количества участников как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Другой вопрос, что определенная токсичность российского газа для европейцев сегодня может сыграть на стороне турецких компаний - его продажа на хабе от их имени может быть воспринята с большим позитивом со стороны европейских потребителей.

С этим согласен Гривач. Судя по всему, турки хотят стать именно перепродавцами нашего газа, а не просто предоставить биржевую площадку (быть посредником, работающим за комиссию). Но такой вариант, скорее всего, никого кроме них не устраивает, уточняет эксперт.

В переговорах по газу у России сейчас не самые сильные позиции. Экспорт упал до многолетнего минимума, а в ЕС даже обсуждается полный отказ от нашего газа с 2027 года. Особенно сложно вести переговоры с такими странами, как Китай или Турция, которые могут выбирать поставщиков. Доказательством этому является так и не заключенный контракт на поставку газа с Китаем по "Силе Сибири-2".

С точки зрения ведущего отраслевого Telegram-канала "Нефтегазовый мир" Сергея Ветчинина, Турция не упустит возможность получить для себя выгоду из санкционного давления на Россию. Это проявится в скидках, которые турки могут попросить у России за газ, поставляемый на их хаб. Ведь они как бы представляют нашему газу "крышу" - свой хаб, обезличивающий любой газ, который будет через него реализовываться.

По его мнению, Турция взяла курс на свой хаб, а не на российско-турецкий, как изначально предлагалось (России, как говорится, спасибо идею). Турция хочет через него продавать, прежде всего, излишки своего газа, а также уже в качестве посредника реализовывать через свою инфраструктуру газ, поставляемый из других стран - РФ, Азербайджана, Ирана, Средней Азии, включая Туркмению.

Впрочем, как отмечает Белова, предложенная два года назад идея трансформировалась не только по инициативе Турции, но и России, и, возможно, до сих пор видоизменяется. Во-первых, по мере проработки вопроса создания хаба, во-вторых, под воздействием внешних обстоятельств, прежде всего все более негативного отношения европейских стран к российскому газу.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 31.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики