Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть по «Дружбе» вышла боком

Нефть по «Дружбе» вышла боком

Чего добивается Киев избирательными санкциями против ЛУКОЙЛа

Киев пообещал не ограничивать поставки нефти по «Дружбе», если она не принадлежит ЛУКОЙЛу. Об этом сообщил замглавы Еврокомиссии Валдис Домбровскис после переговоров с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем. Последний назвал позицию Венгрии и Словакии по транзиту нефти «манипуляторной» и «политизированной». Ранее Киев усилил санкции против ЛУКОЙЛа, и поставки сырья по южной ветке трубопровода стали невозможны, после чего в Будапеште и Братиславе пригрозили Украине судом. Премьер Словакии Роберт Фицо заявил, что если Киев не снимет запрет на транзит, то в ответ страна перестанет поставлять Украине дизель.

Чем может кончиться этот конфликт? “Ъ FM” обсудил это с нефтегазовым аналитиком Михаилом Крутихиным (признан в РФ иноагентом): «По этому маршруту идет нефть не только ЛУКОЙЛа, ее примерно половина, а остальное это "Роснефть" и, по-моему, даже "Татнефть". Что касается Европейской комиссии, то там сейчас крайне недовольны позицией Венгрии и Словакии, которые продолжают получать по "Дружбе" российскую нефть, хотя у них было два года на то, чтобы организовать альтернативные поставки.

Когда в конце 2022 года вводили санкции против российской нефти и договорились больше ее не покупать, им было это временно разрешено в виде исключения, поскольку они не могли без нее обойтись, но были предложения наладить снабжение из других мест. Например, через Триест морем получать нефть, оттуда, несколько модернизировав и увеличив пропускную способность трубопроводов, эту нефть могла получать и Венгрия.

Но эти страны абсолютно ничего не сделали и полностью положились на российские поставки. Я думаю, Венгрии и Словакии в Еврокомиссии дадут разрешение продолжить закупки нефти в России, но сколько это будет продолжаться, я не знаю, потому что недовольство политикой этих стран в Еврокомиссии нарастает».

У Венгрии и Словакии есть разрешение на импорт российской нефти по «Дружбе» до конца 2025 года. Еврокомиссия планировала провести срочные консультации из-за блокировки Киевом поставок, но в четверг, 1 августа, ее представитель сообщил, что непосредственной угрозы для энергетической безопасности Евросоюза нет.

Тот факт, что Киев запретил поставки именно ЛУКОЙЛа, говорит о политической составляющей такого решения, считает ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «У ЛУКОЙЛа контракты именно с венгерской компанией MOL. У MOL как раз НПЗ в Словакии и Венгрии, наверное, нужно было дать сигнал именно Венгрии.

Я думаю, что это политическая история, потому что как только Венгрия стала председателем ЕС, Виктор Орбан сразу же поехал и в Киев, и в Москву, и в Пекин, и в Соединенные Штаты, где стал договариваться о параллельном мирном процессе. Конечно, в Киеве это вызывает раздражение. Поэтому основной смысл в том, чтобы показать венграм, что, мол, мы вам хуже сделаем, при этом не навредив, например, Чехии.

По этой трубе, по сути, получают нефть венгры, чехи и словаки. Но Чехия вообще сейчас не фигурирует в этой истории, потому что их НПЗ принадлежат польской компании Orlen. Польша является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на Украину, естественно, польской Orlen вредить было нельзя. У Orlen нет контракта с ЛУКОЙЛом, поэтому, наверное, выбрали его. При этом я допускаю, что у них есть поставки, может быть, со стороны других российских компаний».

В 2024 году истекает договор, по которому российский газ идет в Европу через Украину. В Киеве не раз отмечали, что не собираются продлевать его. Впрочем, в июне агентство Bloomberg сообщило, что ЕС обсуждает с Украиной варианты продолжения поставок. Одним из вариантов может стать закупка азербайджанского газа, который пойдет по тем же маршрутам через Россию и Украину в Европу.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: Коммерсантъ FM, 01.08.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики