Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия окажутся в едином рынке электроэнергии: кто выиграет

Россия и Белоруссия окажутся в едином рынке электроэнергии: кто выиграет

Президент России распорядился подписать российско-белорусский договор о формировании объединенного рынка электроэнергии Союзного государства. Кто выиграет? Эксперты полагают, что говорить о практической выгоде пока сложно — речь идет о дальнейшей интеграции двух стран.

Владимир Путин подписал распоряжение о подписании договора между Россией и Белоруссией о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. В документе говорится, что принимается предложение российского правительства, и во время переговоров о подписании Минэнерго имеет право вносить непринципиальные изменения по согласованию с МИД России.

Член правления «Интер РАО» Александра Панина говорила до этого, что объединенный рынок начнет работу с 1 января 2025 года. Министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич же заявлял, что на первом этапе организуют торговлю электроэнергией между уполномоченными юридическими лицами — «Белэнерго» и «Интер РАО». На втором этапе предусматривается более глубокая интеграция в электроэнергетике с расширением субъектного состава участников рынка и организацией единого технологического процесса оперативно-диспетчерского управления. В этом время будет проводиться совместная работа по объединенному рынку газа и выравниванию стоимостных условий на газ.

«Документ будет устанавливать единые правила ценообразования на рынках России и Белоруссии, что должно способствовать дальнейшей интеграции двух стран в союзное экономическое пространство», — говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов.

В целом есть некоторые опасения, что средний тариф в Белоруссии может несколько увеличиться до уровня внутренних ставок первой ценовой зоны России, отмечает эксперт. Но с другой стороны, замечает Максим Худалов, Белоруссия энергоизбыточна, а, значит, сможет более эффективно распределять излишки мощности поставляя их в Россию, зарабатывая дополнительные средства, которые можно направить в том числе и на социальные нужды.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков считает, что практической выгоде объединенного рынка для сторон сложно говорить.

«Белоруссия настаивала, чтобы в начале создали объединенный рынок газа. В их понимании он подразумевал создание единых цен — чтобы они были ниже $ 100 за тысячу кубометров. Сейчас же она фиксированная для Белоруссии и составляет $ 129. Россия же воспринимала единый рынок, как создание равных условий торговли, а дальше — как компании захотят», — замечает эксперт.

«Мы отличаемся от Белоруссии тем, что у нас, помимо „Газпрома“, могут поставлять газ и другие компании. Например, „Роснефть“ и „Новатэк“. Думаю, что Россия готова была разрешить независимым компаниям выйти на рынок Белоруссии. Но даже при этом они вряд ли бы туда пошли. Даже $ 129 для них низкая цена, потому что им необходимо заплатить „Газпрому“ за транспортировку газа. Эти компании не представлены даже в Брянской и Смоленской областях, потому что это далеко от региона добычи — заплатишь много за транспортировку конкуренту», — говорит Игорь Юшков.

Соответственно, из более дорогого газа получается более дорогая электроэнергия, продолжает он: «Поэтому создание единого рынка электроэнергии тоже долгое время в ступоре находилось. И сейчас я не думаю, что что-то сильно изменится. У Белоруссии одна вертикально интегрированная компания на рынке электроэнергии. Какой в России некогда было РАО „ЕЭС“. У них и генерация, и транспортировка, и сбыт. Поэтому от Белоруссии будет выступать один игрок с более высокой себестоимостью, а от нас может быть несколько, так как в России электроэнергетика либерализована. При этом себестоимость электроэнергии у нас ниже. Фактически, в Белоруссии два типа генерации — газовая и атомная. Либо производство из нашего газа. Либо атомная электростанция, построенная на российские кредиты. Их надо отдавать. Потому низких цен и на „атомную“ электроэнергию в Белоруссии нет».

Источник: EADaily, 30.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики