Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газ дорожает сильнее бензина»: ждать ли стабилизации топливных цен в августе?

«Газ дорожает сильнее бензина»: ждать ли стабилизации топливных цен в августе?

Позволит ли эмбарго сбить рост цен на бензин и газомоторное топливо?

«Если введение эмбарго прошлым летом сразу привело к снижению бензинового ценника, то сейчас ситуация принципиально иная. Цены разгоняет опережающий спрос на Аи-95, который обогнал остальные, а производители не успевают его покрывать. В результате биржевые котировки на 95-й подскочили до заоблачных 74 тысяч рублей за тонну. Такой перекос видим впервые», — объясняет природу изменения цен на топливном рынке глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. Подскочили и оптовые цены на газ пропан (для ГАЗ, ПАЗ) — выросли за месяц до 41 тысячи рублей за тонну. «Запрет на экспорт, скорее всего, сдержит рост цен в пределах инфляции, но вряд ли понизит», — прогнозирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. В Татарстане при этом розничные цены на топливо остаются самыми низкими в ПФО.

Биржевые котировки не почувствовали эмбарго

В стране заработали ограничительные меры на экспорт автомобильных бензинов (исключение сделано для дизельного топлива). Эмбарго действует до октября 2024 года. Причем федеральные власти объявили о введении длительного запрета буквально за день до его начала. 31 июля на заседании в Госдуме первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин объявил, что продление эмбарго поможет «подстраховаться» на время высокого спроса на бензин.

Первый день действия эмбарго не принес чудес. К концу дня биржевые котировки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) продолжили рост. По данным на 16:33 мск, стоимость Аи-95 выросла на 1,3% — до 74,461 тысячи рублей за тонну, стоимость Аи-92 — на 0,92% (до 55,88), дизельное топливо подорожало на 0,18% — до 61,5 тысячи рублей за тонну.

Синхронно с этим продолжился рост цен на АЗС. Средняя цена Аи-95 составила 54,3 рубля за литр, на Аи-92 — 49,9 рубля за литр, а на дизельное топливо — 60,7 рубля, следует из данных портала Russia Base. Официальные данные о динамике цен моторные топлива прекратили публиковать еще в июне, подтвердили в ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан». По данным СПбМТСБ, биржевые цены на Аи-95 в июле выросли почти на 38% к началу июня прошлого года, а с начала года — свыше 60%.

Между тем владельцы частных АЗС с начала лета стали сокращать оптовые закупки дорогостоящей марки Аи-95. Как рассказал «Реальному времени» глава АЗС «Эконом» Гарефетдин Мифтахутдинов, разница между оптовой и розничной ценами стала «невыносимой».

«Газомоторка» подорожала вдвое

Двукратное повышение оптовых цен затронуло и газомоторное топливо. По словам владельцев независимых АЗС, с 1 августа поволжские НПЗ подняли закупочную цену на пропан-газ (ими заправляются «Газели», автобусы ПАЗ, — прим. авт.) до 41 тысячи рублей за тонну. Хотя еще в июле пропан-газ отпускался с заводов по цене в 20,8 тысячи рублей за тонну.

Оптовые цены подняли ТАНЕКО и «Газпром нефтехим Салават», которые обеспечивают рынок газомоторного топлива в Поволжье. «Реальное время» направило запросы в адрес производителей, ответы будут опубликованы по получении.

Владельцы независимых АЗС пока сдерживают розничные цены себе в убыток, заявил в разговоре с «Реальным временем» Гарефетдин Мифтахутдинов. По его словам, он покупает у завода топливо за 41 рубль кубометр, а продает за 24 рубля. «Это какое-то безумие, но поднять ценник не могу. Иначе закидают камнями», — переживает он. Согласно законодательству, розничные продавцы не имеют права повышать цены выше уровня инфляции, и за этим строго следит ФАС РФ.

 

Подобные ограничения не действуют в отношении самих НПЗ, входящих в вертикально-интегрированные компании, подтвердил глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. В результате сети АЗС оказываются в «вилке» оптовых и розничных цен. Частники рассчитывают, что биржевые котировки, подогреваемые сезонным спросом, упадут к концу года, и те смогут отыграться.

 

При этом метан (компримированный газ) не подвержен ценовым колебаниям. По словам коммерческого директора средневолжского филиала компании «Газпром газомоторное топливо» Артура Ахметзянова, цены на пропан-газ всегда были подвержены большой волатильности, тогда как на метан устойчиво держатся на уровне 23—25 рублей за кубометр. Другое дело, что парк автомобилей с метановыми двигателями гораздо меньше, чем с «пропановыми», поэтому динамика объемов реализации метана уступает пропановой.

«Китайцы» едут на 95-м?

Повышение цен на топливном рынке Ирек Сулейманов объясняет необычным «перекосом» в структуре потребления, который впервые случился за 20 лет. По его словам, в этом сезоне произошел невероятный бум спроса на АИ-95, который раньше особо не был востребован. После перехода на китайские автомобили автолюбители стали массово заправляться этой маркой бензина, а доля его продаж выросла до 60%. Соответственно, продажи Аи-92 сжались до 40%, хотя раньше всегда было наоборот.

— Продажи Аи-95 постоянно растут и теперь на него приходится около 60%, а доля Аи-92 снизилась до 40%. Видимо, производство не успевает за изменением спроса, что подогревает рост цен на бирже. Разница между оптовой и розничной ценой на Аи-95 — 13—14 тысяч рублей. Это абсурд! — подчеркнул он.

По его словам, Российский топливный союз еще в начале лета направил обращение в Минэнерго РФ, призывая изменить структуру производства. Факторами роста цен в нем были обозначены сезон отпусков — россияне на автомобилях отправились в отпуск, остановка НПЗ на ремонт, неготовность заводов увеличивать выпуск Аи-95. Как член РТС, Ирек Сулейманов надеется, что крайние меры помогут стабилизировать рынок топлива: «Все, что сейчас производится, как Аи-95, пойдет на внутренний рынок», — ожидает он.

В Татарстане цены на топливо остаются самыми низкими в ПФО

Спикер заверил «Реальное время», что дефицита высокооктановых марок бензина не случилось. «Вы видели очереди на заправках за 95-м? Нет. Значит, хватило всем, кто хотел заправиться», — отметил он, добавив, что автовладельцам пришлось заплатить немного больше, чем обычно. По официальным данным, средняя стоимость литра бензина по стране на 29 июля составляла 57,3 рубля (на 22 июля — 57,05 рубля). Стоимость литра АИ-92 — 52,9 рубля (52,72 рубля), АИ-95 — 57,9 рубля (57,64 рубля).

В Татарстане из-за высокой конкуренции розничные цены на топливо остаются самыми низкими в ПФО, заверил Ирек Сулейманов. «В республике работает 922 АЗС, из которых 140 простаивают из-за переполненности рынка», — уточнил в разговоре с «Реальным временем» руководитель «Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан» Роберт Гилязиев.

«Наши продавцы рискуют показать себя ненадежными поставщиками»

Год назад правительство России уже вводило запрет на экспорт бензинов. Участники рынка объясняли его необходимость тем, что государство и производители не смогли договориться между собой, поэтому было принято жесткое решение. «Пока вы, ребята, не договоритесь, экспорт будет закрыт. Конечно, в моменте это помогло, но такие меры не могут применяться долго», — рассказал один из собеседников «Реального времени». Однако сейчас ситуация принципиально иная, считает Ирек Сулейманов. По его мнению, цены на топливо начнут снижаться по мере насыщения рынка автомобильным бензином.

— Запрет на экспорт, скорее всего, сдержит рост цен в пределах инфляции, но вряд ли понизит, — прогнозирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

— Эффект для потребителей от такого рода воздействия невозможно измерить, — не согласна гендиректор компании «Инфотэк Консалт» Тамара Канделаки, эксперт видит риск от введения эмбарго в том, что производители могут сорвать контракты, — Новые рынки сбыта очень сложные, даже непривычные. Сейчас получается, что наши продавцы рискуют показать себя ненадежными поставщиками.

Автор: Луиза Игнатьева

Источник: Реальное время, 08.08.2024 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики