Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизель — это цветочки. Словакия грозит Украине энергетической войной

Дизель — это цветочки. Словакия грозит Украине энергетической войной

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо пригрозил Киеву остановить поставки дизельного топлива на Украину. По словам Фицо, словацкие поставки закрывают десятую часть украинского потребления.

Хотели ударить по Венгрии

Эта история начала развиваться в минувшем июне, когда Киев ввел санкции против «Лукойла», запретив транзит и транспортировку нефти. С помощью этого шага украинские власти надеялись ударить по России, а заодно и по Виктору Орбану.

«Украина хотела нанести удар именно по Венгрии, но венгерская компания MOL (крупнейшая нефтегазовая компания Венгрии) владеет нефтеперерабатывающими заводами и в Венгрии, и в Словакии. Когда Украина ввела санкции против „Лукойла“, у него был контракт именно с MOL, и таким образом Киев ударил заодно и по Словакии. При этом, например, не пострадала Чехия, потому что чешский НПЗ принадлежит польской компании Orlen (крупнейшая польская нефтеперерабатывающая компания), у этой компанией с „Лукойлом“ нет контактов. Поэтому Чехия в полном объеме получает нефть, а Венгрия и Словакия вынуждены у других российских компаний по краткосрочным контрактам докупать дополнительную нефть, а это дороже», — объяснил aif.ru предысторию конфликта эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Киев может лишиться 20% дизтоплива

В Венгрии и Словакии напомнили Киеву о соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, запрещающем прерывать транзит энергоносителей, и обратились за разъяснениями в Еврокомиссию. Евробюрократы придумали миллион причин, почему они не могут оперативно рассмотреть этот вопрос, и пострадавшие страны перешли к более решительным действиям, причем сообща.

Сначала глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что Будапешт продолжит блокировать военную помощь ЕС для Киева. В понедельник, 5 августа, Роберт Фицо объявил о грядущей остановке поставок дизтоплива, если Киев не пойдет на попятную.

«Если они выступят единым фронтом и пойдут на перекрытие поставок нефтепродуктов Украине, то Киев лишится 20 процентов топлива. Своей переработки у них практически нет сейчас, они все импортируют. Крупнейшим поставщиком для них является Польша, на нее приходится около 60 процентов. Венгрия и Словакия — по 10 процентов. Все остальное — по мелочи: Чехия, Румыния, Болгария», — отметил Юшков.

Если прекратят поставки электричества, Украина встанет

Запретив транзит лукойловской нефти, Киев буквально «назло маме отморозил уши», причем дело даже не только в дизельном топливе. У Венгрии и Словакии есть куда более мощный рычаг давления на Украину. 

В конце июля украинское Минэнерго сообщило, что импортирует электроэнергию из четырех стран: Румынии, Польши, Венгрии и Словакии. Львиная доля поставок приходится на последние две страны, которые занимают первое и второе места в общем объеме мегаватт-часов.

«Венгрия и Словакия — крупнейшие поставщики электроэнергии для Украины. Украинская энергосистема держится на импорте и работе АЭС. Если венгры и словаки „перекроют рубильник“, это будет большой удар, особенно в преддверии отопительного сезона. Украинцы и так жесткий график подачи электроэнергии установили, а если Венгрия и Словакия откажутся от поставок, они вообще будут по паре часов в сутки давать. Зимой, когда люди будут пытаться согреться и пользоваться отопительными приборами, это будет очень плохой сценарий для Украины», — объяснил эксперт.

Юшков подчеркнул, что остановка подачи энергии будет иметь куда более сокрушительный удар, чем прекращения поставок дизеля, из-за разного устройства рынков.

«Прекратят поставки дизельного топлива — транспорт и армия испытают определенные проблемы, но танки и автомобили не остановятся. Киев начнет покупать дизель у Польши, который сейчас поляки продают в Германию, платить просто придется больше. Это история про подорожание, а вот с электроэнергией история иная — другую электроэнергию ты уже нигде не возьмешь», — подытожил эксперт.

Автор: Руслан Дмитриев

Источник: АиФ, 06.08.2024 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики