Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Торгуем себе в убыток»: представители АЗС и эксперты — об августовском росте цен на топливо

«Торгуем себе в убыток»: представители АЗС и эксперты — об августовском росте цен на топливо

Стоимость бензина АИ-95 достигла 58 рублей за литр

Розничная стоимость топлива в России достигла исторических максимумов, а оптовые цены держатся на уровне, близком к максимальному. Это напоминает прошлогоднюю ситуацию, когда в августе и сентябре разразился «бензиновый кризис», сдержать который удалось рядом мер, включая запрет на экспорт нефтепродуктов. В этом году аналогичный запрет был введен еще в марте, приостановлен в конце мая, но теперь активирован снова с 1 августа и до конца октября. Но оптовые цены существенно не упали и держатся на уровне, который независимые игроки называют критическим: розничные продажи некоторых марок бензина сегодня попросту невыгодны. Может ли повториться бензиновый кризис и есть ли предел у роста цен?

Бензин пошел на взлет

В последнюю отчетную неделю, с 22 июля по 29 июля, по данным Росстата, стоимость бензинов продолжила интенсивный рост: АИ-92 подорожал на 18 копеек, АИ-95 — на 26 копеек. Средняя по России цена первого приблизилась к 53 рублям за литр, второго — 58 рублям за литр. Это выше уровней сентября 2023 года когда наблюдался локальный пик. При этом биржевая цена бензина АИ-95 колеблется в районе 73–74 тысяч рублей за тонну, что лишь немногим меньше прошлогодних величин, когда она достигала 75 тысяч рублей за тонну. В пересчете на литр это означает стоимость в районе 55–56 рублей, что уже сопоставимо с розничной ценой АИ-95.

«Поднимаем цены, но не быстро»

Представитель одной из сетей независимых АЗС рассказал нам, что для небольших игроков ситуация опять близка к критической, как и в прошлом году, когда розничные цены оказались меньше оптовых.

— Мы поднимаем понемногу цену, но стараемся не делать этого резко, — сказал он. — Отдельной проблемой для нас является логистика: доставки по железной дороге занимают очень много времени и не всегда предсказуемы, и с этим же мы сталкивались год назад. Можно закупать топливо на нефтебазах внутри регионов, но оно значительно дороже. Например, бензин АИ-92 на бирже стоит порядка 56 тысяч рублей за тонну, на региональной базе ВИНК — 63 тысячи рублей за тонну. Периодически торгуем себе в убыток.

Он отмечает, что если по бензину АИ-92 ситуацию еще терпима, то с АИ-95 всё хуже: разница оптовой и розничной цен близка к нулевой. Уточним, что для крупных нефтяных компаний аномальное соотношение розничных и оптовых цен не так болезненно, поскольку они могут компенсировать убытки за счет других звеньев производственной и торговой цепочек.

По словам нашего собеседника, как такового дефицита топлива нет, но чувствуется ограниченность поставок, что и приводит к увеличению цен на региональных нефтебазах.

«Стремятся уложиться в инфляцию»

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что с прошлогодним бензиновым кризисом нынешняя ситуация перекликается лишь отчасти. Он отмечает, что прошлогоднее ралли на рынке во многом спровоцировали планы правительства с сентября 2023-го снизить размер так называемого демпфера — размера компенсаций, которые нефтяные компании получают из бюджета при отгрузке топлива на внутренний рынок в периоды, когда экономически выгоднее его экспортировать.

— В прошлом году к сентябрю нефтяники решили добрать за счет рынка то, что им недоплатит бюджет, и это спровоцировало рост цен, прежде всего, в опте, — говорит Игорь Юшков. — В этом отличия с нынешней ситуацией. Но есть и общее: высокий спрос, который характерен и сегодня. У нас автомобильный сезон становится всё более ярко выраженным, дизель оттягивается на СВО, сельским хозяйством потребляется, гражданский сектор потребляет и бензин, и дизель всё больше в сезон отпусков. Но по итогам года и в прошлом году, и в нынешнем правительство стремится уложиться в уровень инфляции. В прошлом году в целом уложились, в этом году посмотрим, какая инфляция будет, но все инструменты для выполнения задачи есть.

Дилемма АИ-95

Эксперт акцентирует внимание, что в более уязвимом положении оказывается бензин АИ-95, цены на который растут более интенсивно:

— 90% производимого бензина шло для внутреннего рынка, и только 10% экспортировалось, в дизеле эта доля — 50%, — объясняет Игорь Юшков. — В этом году Нижегородский НПЗ в новый год ушел в ремонт, а он как раз 10% российского бензина производит. Завод вышел из ремонта только в июне полноценно. Плюс к тому были удары (украинских дронов. — Прим. ред.) по другим НПЗ и был риск физического дефицита бензина: говорили, что придется у белорусов закупать и так далее. И, чтобы минимизировать этот риск, еще с 1 марта 2024 года ввели запрет на экспорт бензина. Потом к июню стало понятно, что бензина достаточно и девать некуда. И НПЗ начинают сокращать его производство. И на июнь-июль разрешили экспорт бензина, а в августе опять почему-то появился риск дефицита, цены на бирже пошли вверх, и это привело к тому, что правительство отменило разрешение на экспорт.

Мартовские атаки украинских дронов не стали единственным фактором, но всё равно сказались на поставках топлива: Игорь Юшков отмечает, что из-за них часть заводов ушла на ремонт, а работы порой затягиваются из-за санкций и увеличения сроков поставки оборудования.

— Физический дефицит бензина так и не возник, но такие риски есть, — говорит Игорь Юшков, отмечая, что такие меры, как запрет на экспорт нефтепродуктов, показали свою эффективность и в прошлом году, и в этом.

Эмбарго на несуществующий экспорт

Однако экспорт бензина АИ-95 и до запрета был незначителен, поэтому возобновление эмбарго не оказывает прямого влияния на доступность бензина, отмечает издание «Коммерсант». Реакция биржевых цен это подтверждает: через неделю после введения запрета на экспорт они остаются на высоком уровне.

По мнению опрошенных изданием экспертов, эмбарго носит скорее сигнальный характер, то есть показывает крупным нефтяным компаниям решимость правительства в сдерживании цен. Сложным остается вопрос, есть ли технические возможности форсировать производство топлив для удовлетворения высокого августовского спроса: так, в июле нарастить суточный выпуск предприятиям не удалось. Окончание ремонтных работ на Астраханском ГПЗ и Сургутском ЗСК позволит нарастить выпуск бензина АИ-92, но ситуация с АИ-95 сложнее.

Дорожает и дизельное топливо: если в сентябре прошлого года цена достигала 64,99 рубля за литр, то в конце июля 2024 года составила 66,53 рубля за литр. Процесс интенсифицировался в середине июня: в течение полутора месяцев темп удорожания держался на уровне 16 копеек в неделю. Представители розничных сетей не ожидают резкого удорожания дизтоплива летом, но считают, что предпосылки к росту цены возникнуть осень с началом уборочной кампании и переходом на зимние сорта.

«У правительства есть все инструменты»

Игорь Юшков считает, что риска выхода ситуации из-под контроля нет и сдерживание топливных цен на уровне инфляции — выполнимая задача.

— У правительства есть все инструменты, чтобы сдерживать цены и удовлетворять дополнительный спрос: могут ввести запрет на экспорт дизеля, могут снизить акцизы, могут пересмотреть демпфер, — напоминает он.

Официальная инфляция с 1 января по 29 июля 2024 года составила 5,99%. За этот же период стоимость бензина АИ-92 выросла на 5,25%, бензина АИ-95 — на 5,5%, дизтоплива — на 3,35%.

Источник: 74.ru, 08.08.2024

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики