Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовые доходы бюджета в июле выросли на 44,6 процента

Нефтегазовые доходы бюджета в июле выросли на 44,6 процента

Нефтегазовые доходы бюджета в июле составили 1,08 трлн руб., такие свежие данные опубликовал Минфин. Это на 44,6% больше, чем в июне, и на 33% - по сравнению с июлем прошлого года.

Июль стал третьим месяцем по объему поступлений нефтегазовых доходов в казну. Но если углубиться в детали статистики, то результат обеспечили квартальные выплаты по налогу на добавленный доход (НДД) нефтяных компаний. Такие же выплаты производились в марте (за четвертый квартал 2023 года) и в апреле (за первый квартал 2024 года). Оба раза суммарные поступления в бюджет были выше, чем в июле ( в марте - 1,31 трлн руб., в апреле - 1,23 трлн руб.).

Если распределить равномерно поступления от НДД по месяцам каждого квартала, то с мая нефтегазовые доходы бюджета падают. Причем снижаются поступления как с добычи нефти, так и газа. Сильнее всего просели нефтяные доходы. По основному отраслевому налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) приход сократился с 937 млрд руб. в мае до 800,2 млрд руб. в июле.

По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, ничего удивительного в том, что июльские нефтегазовые доходы вытянули за счет поступлений по НДД, нет. Наша налоговая система так настроена. Главное, что мы опять получили один трлн рублей с хвостиком и доходы оказались выше базового уровня и прошлогодних поступлений. Отрасль выдерживает запланированный график уже в течение семи месяцев, хотя, конечно, во втором полугодии с этим могут возникнуть определенные сложности, считает эксперт.

В первую очередь, по его мнению, есть риски, связанные с возможностью снижения стоимости нефти, несмотря на ситуацию на Ближнем Востоке. На будущих выборах в США для демократов экономика должна стать основной козырной картой. И то, что сейчас тряхнуло фондовые рынки, показывает, что им нужно искать какие-то дополнительные экономические аргументы. Самый сильный аргумент в самой автомобильной стране - это цена бензина на американских заправках. У них есть спекулятивный инструмент для того, чтобы мировую цену на нефть снижать, несмотря на геополитические факторы. Кроме того, еще неизвестно, как геополитические риски будут восприняты финансовыми спекулянтами. Так что опасность снижения мировых цен существует. А значит, сохраняется вероятность продления или даже ужесточения наших обязательств в рамках ОПЕК+. Сделка нам сегодня необходима, она обеспечивает довольно высокий уровень нефтяных цен, но влияет на объемы добычи. Сейчас мы находимся в фазе выполнения наиболее жестких условий сделки ОПЕК+, поясняет эксперт.

Немного иначе смотрит в будущее доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. По его мнению, в первом полугодии мы наблюдали некоторое снижение котировок нефти в связи с неустойчивым спросом в азиатском регионе, но во второй половине года ожидается более уверенный рост в том же Китае. Кроме того, повышению цен может способствовать и происходящее ныне очередное обострение обстановки на Ближнем Востоке. В то же время против нефтяных цен будет играть угроза рецессии в США, соглашается он.

При этом Андрианов обращает внимание на то, что есть устойчивая тенденция к сокращения дисконта для российской смеси Urals (цена которой используется для расчета налогов) по сравнению с маркерными сортами нефти. По данным Argus, в июле он уменьшился на 1,5-1,7 долл. за баррель и составляет 12,9-13,4 долл. То есть остается потенциал для его дальнейшего снижения, что также будет способствовать росту нефтегазовых доходов.

С точки зрения эксперта по энергетике Кирилла Родионова, риски для бюджета, связанные с сокращением добычи нефти, практически полностью отыграны. Текущий уровень добычи близок к уровню квот, закрепленному для России на период с июня по сентябрь 2024 года. Поступления по экспортной пошлине на газ также должны стабилизироваться. Объем поставок "Газпрома" в Европу в последние полгода балансирует вблизи отметки в 100 млн кубометров в сутки (с учетом транзитных поставок в Сербию и Северную Македонию). До конца действия текущего транзитного контракта объем поставок газа будет находиться вблизи текущего уровня.

Впрочем, есть и внутренние экономические факторы, которые могут оказать влияние на объем нефтегазовых доходов в ближайшие месяцы. Один из них курс рубля, который сейчас укрепляется по отношению к доллару. Налоги платятся в рублях, но рассчитываются относительно цены нефти Urals в долларах. То есть при одной и той же цене нефти в долларах, чем крепче рубль, тем меньше доходов идет в бюджет. А сейчас помимо укрепляющегося рубля и цены на нефть просели за месяц больше, чем на 10%. Поэтому август может оказаться самым слабым месяцем с точки зрения нефтегазовых доходов. Но в целом, эксперты считают, что во второй половине года нефтегазовые доходы останутся на высоком уровне.

Как отмечает Симонов, ситуация по первым семи месяцам года с доходами из отрасли хорошая. Все риски, в том числе санкционные, управляемы. Сравнивая с прошлым годом, мы сильно в плюсе. Но, конечно, расслабляться не стоит, считает эксперт.

По мнению Родионова, если в 2022 году происходил резкий рост нефтегазовых доходов бюджета, а в 2023 году их существенная коррекция, то для нынешнего года характерна стабилизация. Производители нефти и нефтепродуктов переориентировали поставки на Индию, Китай и Турцию, а экспорт газа в Европу вышел на временное плато.

Андрианов также считает, что сейчас нет серьёзных предпосылок ни к увеличению, ни к заметному сокращению нефтегазовых доходов. С его точки зрения, это положительная тенденция - снижение зависимости от данной категории доходов за счет развития ненефтяного сектора, и частичного переноса акцентов в налоговой политике на другие отрасли.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 06.08.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики