Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не сошлись в цене (аудио)

Не сошлись в цене (аудио)

Турция отказалась продлевать соглашение на поставку природного газа по так называемому западному маршруту. Речь идет о почти 6 млрд кубометров топлива. Официально называется экономическая причина: стороны не смогли договориться о пересмотре цены на следующий год. Однако эксперты говорят о попытках  давления на Газпром со стороны Анкары, стремящейся вступить в ЕС

 Власти Турции исполнили ультиматум, выдвинутый в середине прошлой недели. Анкара заявила, что государственная компания Botas не станет продлевать на 2012 год один из контрактов с Газпромом. Речь идет о соглашении, подписанном четверть века назад - в 1986 году. По этому документу, Газпром поставлял в Турцию топливо по Трансбалканскому газопроводу через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию. В прошлом году по этому договору Анкара купила 6 млрд кубов газа. Всего же контрактов – три. По ним Газпром поставил в Турцию 18 млрд кубометров, это более 40% всего потребления в стране. Основной объем пришелся на проложенный по дну Черного моря газопровод Blue Stream.

А когда пришло время продлевать соглашения, Анкара потребовала дополнительных скидок. И это при том, что страна и так получала газ примерно на 30% дешевле среднеевропейской цены. Логично, что Газпром не пошел навстречу. Старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов считает, что действия Турции стоит рассматривать в увязке с попытками европейцев надавить на Газпром:

"То, что происходит с Турцией, во многом похоже на общий антигазпромовский фон, который наблюдается со стороны европейских стран-потребителей. Все заинтересованы в пересмотре цен, которые находятся сейчас на высоких уровнях. И вот они все уже дружным фронтом выступают за пересмотр контрактов".

Формально Турция оставила себе пути для отступления. Министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз уточнил, что отдельные частные компании могут самостоятельно заключить соглашения с Газпромом, но уже без участия правительства. И в понедельник Газпром сообщил, что готов продавать упомянутые 6 млрд кубометров новым партнерам.

Получается, Анкара просто меняет схему получения газа. Вопрос в том,  зачем вообще нужна такая рокировка? Гендиректор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что истинные причины кроются в области политики:

"Турция просто играет серьезную политическую игру, оказывает давление на Россию. Она хочет от нас и получить денег на строительство нефтепровода Самсун Джейхан и подороже продать согласие на строительство «Южного потока» по своим территориальным водам. Ожидать, что Турция поведет себя как честный партнер, не приходилось. Скажем прямо, Турция всегда пыталась извлечь выгоду, всегда пыталась шантажировать потенциальных партнеров. И наши европейские коллеги с Турцией оказываются в том же самом положении, потому что Турция прекрасно понимает, что именно через ее территорию должны пройти все потенциальные трубы, которые входят в проект «Южного коридора»: это и Nabucco, и TIP, и TGI".

Вопрос о поставках газа в Турцию уже не раз выносился на уровень правительства и даже президента России. А учитывая, что от Анкары зависит будущее проекта South Stream, договариваться придется на самом высоком уровне.

Автор: Полина Романова

Источник: Голос России, 03.10.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики