Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт Юшков оценил возможность восстановления «Северных потоков»: «Технически выполнимая задача»

Эксперт Юшков оценил возможность восстановления «Северных потоков»: «Технически выполнимая задача»

У взорванных газопроводов еще может начаться новая жизнь

Расследование взрывов на «Северных потоках» является для нас наивысшим приоритетом, заявил на днях представитель правительства Германии Вольфганг Бюхнер. Таким образом, в истории двух газопроводов с трагической судьбой наметился некий новый поворот, на данный момент – криминально-юридического свойства. Но не станет ли в итоге происходящее импульсом к политическому решению - о том, чтобы отремонтировать и ввести в строй обе сырьевые магистрали, в строительство которых вложены многие миллиарды долларов? Причем не только российских, но и европейских…

Напомним, как выяснили на днях немецкие издания SZ, Die Zeit и ARD, федеральная прокуратура ФРГ подозревает в причастности к диверсии трех граждан Украины – сотрудников киевской школы дайвинга Scuba Family; на арест одного из них был выпущен ордер. По версии следствия, в какой-то момент дайверы совершили глубоководное погружение и прикрепили взрывные устройства к трубопроводам. Якобы за этим терактом стоят высшие политические чины Украины. 

У многих наблюдателей сам факт того, что, казалось бы, навсегда «похороненная» Западом история взрывов «Северных потоков» вдруг получила криминально-юридическое продолжение, зародил подозрение: не стоит ли за этим желание восстановить поврежденные газопроводы и вернуть их экономическое значение?

В марте текущего года оператор проекта Nord Stream AG определил, что ремонт «Северного потока-1», разрушенного в сентябре 2022-го, обойдется в €1,2-1,35 млрд. Это заключение компания подготовила исключительно в рамках судебного процесса с западными страховщиками Lloyd’s of London и Arch Insurance, которые отказываются осуществлять выплаты для покрытия ущерба. А вовсе не с целью продемонстрировать желание реанимировать проект. Речь идет о потенциальных затратах на удаление морской воды из труб, их стабилизацию и ремонт, а также замену потерянного газа. А вообще, тема возможного восстановления обоих газопроводов, проходящих по дну Балтийского моря, муссируется с осени 2022-го, но в основном вяло.

- Были взорваны обе нитки «Северного потока-1» и одна нитка «Северного потока-2», - напоминает в разговоре с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – То есть одна нитка СП-2 уцелела. Проблема в том, что сразу после начала СВО власти в Берлине приостановили сертификацию газопровода Nord Stream-2: Министерство экономики Германии отозвало доклад по проекту (где содержалась оценка безопасности энергоснабжения) из Федерального сетевого агентства для его пересмотра. С формальной точки зрения немцы вполне могут подготовить полный пакет документов, который позволит провести сертификацию «Северного потока — 2» и ввести в эксплуатацию его неповрежденную нитку проектной мощностью 27-27,5 млрд кубометров. По сути, это удвоит сегодняшние поставки «Газпрома» в Евросоюз, которые идут только по «Турецкому потоку» и транзитом через Украину.

- Но нужно ли это сегодня самим европейцам?

- Действительно, без политической воли со стороны Германии и в целом Евросоюза тут не обойтись. Чисто технически восстановить можно и «Северный поток-1»: не думаю, что соленая вода нанесла какие-то критические повреждения «изнанке» трубы. Прежде всего речь идет о замене взорванных участков: их нужно будет отпилить, отсоединить, поднять со дна, смонтировать на их месте новые секции, создав в итоге цельную нитку. В идеале это должна быть совместная программа, но теоретически это может сделать сама Россия, мы же достроили «Северный поток-2» без участия европейцев, силами одной трубоукладочной баржи «Фортуна». Но повторяю: нужно политическое решение. Допустим, починим мы оба газопровода, потратим на это десятки миллиардов долларов, а Европа откажется брать наш газ.

Ситуацию с «Северным потоком-1» осложняет еще и вопрос с компрессорной станцией. Ведь магистраль перестала функционировать еще до того, как была взорвана. Прокачка газа прекратилась из-за того, что немецкая компания Siemens не выполнила контрактные обязательства по ремонту турбин, которые нужно было отправить в Канаду. Они испугались, что подпадут под западные санкции: в частности, появился запрет на поставку в Россию энергетического оборудования. Соответственно, даже если восстановить линейную часть «Северного потока-1», без починки и запуска турбин газопровод не заработает. У «Северного потока-2» такой проблемы нет, но есть другая – проект не сертифицирован.

- Действуют ли сегодня контракты между европейскими компаниями и «Газпромом», заключенные ранее, так сказать, в другой жизни?

- Формально их никто не разрывал: компании в странах ЕС готовы брать российский газ, работать в рамках предыдущих сделок. Скорее идет некий процесс разбирательств и дискуссий в бизнес-сообществе: кто виноват в том, что газ не поступил, кто нарушил контракт, надо ли восстанавливать «Северные потоки»? Но дело еще и в том, что за последние два года в Европе из-за высоких цен общее потребление газа обрушилось более чем на 100 млрд кубометров в год. Многие не в состоянии платить сегодня за газ столько, сколько платили раньше.

- В феврале 2023 года в Госдуме предложили построить отвод от «Северного потока-1» в Калининградскую область, чтобы дать газопроводу вторую жизнь. Насколько это реально?

- Особого смысла в этом нет - хотя бы из-за проблемы с турбинами. Если только от «Северного потока-2» прокладывать: будет хотя бы давление в трубе. Плюс Калининградская область сейчас снабжается транзитом через Литву, что внушает определенную тревогу. Но в свое время, чтобы энергетически обезопасить Калининградскую область, был реализован другой проект – с участием приемного плавучего терминала «Маршал Василевский». Его построили в Южной Корее, доставили в Калининградскую область, где он использовался «Газпромом» в качестве резервного источника, для доставки портового СПГ из Ленинградской области. Поскольку Калининградская область потребляет очень мало газа – всего несколько миллиардов кубометров в год, регион не нуждается ни в каком ответвлении от магистральной трубы. Не стоит забывать, что оба «Северных потока» - мощные экспортные газопроводы, каждая нитка которых рассчитана на прокачку 27 млрд кубометров.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 16.08.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики