Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан не забыл о транзите нефти в обход России: в Нацплан заложили миллионы тонн

Казахстан не забыл о транзите нефти в обход России: в Нацплан заложили миллионы тонн

Казахстан рассматривает возможность наращивания поставок нефти в обход России — через Азербайджан. Речь идет об объеме до 20 млн тонн в год. В условиях текущей добычи, отмечают эксперты, рентабельность перенаправления потоков крайне сомнительна.

Президент Казахстана утвердил своим указом Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года. Среди прочего — в документе речь идет об увеличении транспортировки нефти в обход России. Если в прошлом году, она составила небольшие 1,46 млн тонн, то в будущем, как видят в Астане, может вырасти и до 20 млн тонн.

«В среднесрочной перспективе планируется увеличение транскаспийских перевозок нефти в пределах существующих мощностей порта Актау (до 7 млн тонн в год). Также будет рассмотрена возможность реализации проектов по строительству нефтепровода Ескене — Курык, морских терминалов на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспийского моря, а также специального крупнотоннажного танкерного флота для дальнейшего увеличения транскаспийских перевозок до 20 млн тонн в год и более», — говорится в стратегическом документе Казахстана.

Эксперты считают, что говорить о реальности планов наращивать обходные пути есть смысл только после принятия инвестиционных решений как по проектам нефтепровода, так и терминалов.

«Потому что не совсем понятно, зачем Казахстану идти на увеличение транспортировки нефти через Азербайджан. Пока страна не планирует так наращивать добычу и на это требуются огромные инвестиции», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

В 2023 году добыча нефти в Казахстане выросла до 90 млн тонн. В тоже время в самом Национальном плане ставятся под сомнение возможности резкого наращивания добычи.

«Ежегодно перспективы добычи нефти в Казахстане не оправдывают ожиданий. На сегодняшний день, согласно актуальному прогнозу, с учетом модернизации производств на крупных месторождениях пиковый уровень добычи составит 104 млн тонн до 2030 года. Среди действующих крупных месторождений основное снижение добычи прогнозируется по Кашагану: в 2021 году его ожидаемый объем пиковой добычи сократился на 40% относительно прогноза 2017 года». — говорится в документе.

В нем же отмечается, что значительная часть прочих месторождений находится на этапе истощения.

«Например, согласно прогнозу международных экспертов, по ряду крупнейших компаний группы АО НК „КазМунайГаз“ ожидается снижение добычи на 15−30% к 2030 году. В этих условиях важными являются вопросы устойчивого снижения добычи и закрытия истощающихся месторождений как с экологической, так и с социальной стороны».

Более того в Нацплане указали на то, что, помимо ограничений ресурсной базы, риск дефицита сырья усугубляется ускоренными темпами роста потребления топлива в Казахстане.

«Если Казахстан планирует наращивать поставки в обход России из нынешних объемов, то ему придется отказываться от транзита именно казахстанской нефти через Россию. Та, что идет не по КТК (Каспийскому трубопроводному консорциуму), а по системе „Транснефти“: на Балтику и через Каспийское море в Новороссийск. Это примерно 17 млн тонн в год», — продолжает ведущий аналитик ФНЭБ.

По его мнению, обходной маршрут имеет сомнительную экономику.

«Необходим нефтепровод на своей территории. Также необходим флот танкеров. Да и у Азербайджана сейчас нет таких свободных пропускных способностей — по нефтепроводам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса. То есть нужны колоссальные инвестиции на объемы, которые Казахстан и так качает через Россию по более низким тарифам. Я бы подождал решения, так как особого экономического смысла в этом проекте нет», — добавил Игорь Юшков.

Разговоры о строительстве нефтепровода Ескене — Курык идут уже второе десятилетие. Однако пока ничего не принесли. Так как и объемы, которые Казахстан пустил в обход России, крайне низкие.

В 2023 году Казахстан экспортировал 70,5 млн тонн нефти. И, если в обход России подали 1,46 млн тонн, то, например, по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийск — 56 млн тонн. Остальное составили поставки по системе «Транснефти» и экспорт в Китай и Узбекистан.

Отличительной особенностью Казахстана является то, что западным компаниям принадлежит значительная доля всех трех нефтяных мега-проектов в стране. И именно они могут быть инициаторами альтернативных маршрутов поставок.

Источник: EADaily, 09.08.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики