Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство Казахстана одобрило референдум по строительству АЭС

Правительство Казахстана одобрило референдум по строительству АЭС

Правительство Казахстана на своем сегодняшнем заседании одобрило проведение в стране всенародного референдума по необходимости строительства первой атомной электростанции.

Правительство Казахстана сегодня на своем заседании согласилось с необходимостью проведения всенародного референдума, в ходе которого сам народ примет решение о том, нужно или нет строить в стране атомную электростанцию.

"Министр энергетики (Алмасадам) Саткалиев представил проект постановления правительства по проведению референдума по АЭС. Проект одобрен в правительстве и отправлен на подпись Касым-Жомарту Токаеву" - Telegram-канал Sputnik Казахстан

 

Теперь решение по проекту референдума будет принимать президент Казахстана, после этого будет назначена дата референдума.

Напомним, 70% электроэнергии в Казахстане производится на износившихся угольных станциях, часть которых придется выводить из эксплуатации в течение следующих 10 лет: в стране назрела необходимость строительства атомной электростанции, заявили на завершающих слушаниях перед референдумом о строительстве АЭС представители Департамента атомной энергетики и промышленности Минэнергетики страны.

Кто будет строить АЭС в Казахстане?

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что АЭС в Казахстане не обязательно будет строить "Росатом"

"Пока нельзя утверждать, что строителем потенциальной казахстанской АЭС станет именно "Росатом". Все-таки у Казахстана налажены хорошие контакты и с китайскими компаниями, и с Китаем в целом. Китай вышел на рынок строительства электростанций и вполне может конкурировать с "Росатомом" в данном проекте", - прежде всего сказал он.

"Конкурентное преимущество "Росатома" заключается в том, что он не только проектирует и строит АЭС, поставляет ядерное топливо, эксплуатирует и обслуживает станцию по полному циклу, но и лоббирует предоставление государственного кредита в РФ на строительство. Казахстан, как и Беларусь, может буквально указать, где ему надо поставить станцию, а все остальное "Росатом" сделает сам: придет с российскими деньгами, построит и запустит АЭС. Китай в таких условиях не работает", - подчеркнул Игорь Юшков.

"Если Казахстан договорится о строительстве АЭС с "Росатомом", ключевым моментом будет схема возвращения российских инвестиций. В случае Беларуси в договоре с "Росатомом" было прописано, что кредит на строительство берет Минск, компания на эти деньги строит АЭС, а белорусские власти по четкому графику равными долями возвращают деньги. В случае Турции "Росатом" не только строит станцию, но и владеет ей, а инвестиции будет возвращать, продавая электроэнергию. Так что остается вопрос, каким Казахстан видит этот проект – хочет ли он владеть атомной станцией или просто получать энергию с нее? Я думаю, что Казахстан пойдет по сценарию Беларуси и предпочтет владеть станцией, выплачивая кредит", - ожидает экономист.

Также Казахстану предстоит определиться, сколько реакторов он хочет иметь на АЭС. "Конечно, "Росатом" будет предлагать Казахстану опробованную модель – станция из нескольких реакторов ВВЭР-1200, что компания и предлагает в основном на внешних рынках. В Беларуси основная станция с двумя такими реакторами, а в Турции – с четырьмя. Если Казахстан решит повторить белорусский проект, то "Росатом" построит два реактора по 1200 МВт мощности с возможностью дальнейшего расширения (чтобы на площадке можно было построить третий, четвертый и так далее реакторы)", - заключил Игорь Юшков.

Авторы: Евгений Николайчук, Валентин Мельников

Источник: Вестник Кавказа, 27.08.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики