Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Раньше, чем прогнозировали". В Китае назрела революция

"Раньше, чем прогнозировали". В Китае назрела революция

Китай постепенно отказывается от угля в пользу зеленой энергии

КНР активно переходит на возобновляемые источники энергии. Благодаря стремительному развитию солнечной и электрогенерации на целевой показатель 2030 года удалось выйти уже этим летом. А вот некоторые другие энергоотрасли там сворачивают. О том, как это повлияет на мировой рынок и Россию, — в материале РИА Новости.

Разогнались не на шутку

В июле, запустив новые ветрогенераторы и солнечные панели, Китай добавил 25 гигаватт и получил 1206, чего ожидали только в 2030-м. Этот ориентир еще в 2020 году озвучил Си Цзиньпин, сообщает Bloomberg.
 
Согласно данным Национального энергетического управления КНР, которые приводит издание, в 2019-м выработка держалась на уровне 414,7 гигаватта, ежегодный прирост был порядка 100-150. Серьезный прорыв пришелся на 2023-й — за год прибавили 300 гигаватт, а общая мощность превысила тысячу. 
"Китай становится мировым лидером в производстве солнечных панелей и оборудования для выработки энергии на ветряных станциях", — отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
 
Конечная цель — углеродная нейтральность. "Хотя страна пока потребляет угля больше, чем весь остальной мир (50 процентов от общемирового объема. — Прим. ред.)", — обращает внимание ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Игорь Юшков.
 
Однако в первом полугодии 2024-го Пекин приостановил выдачу разрешений на введение в эксплуатацию новых угольных станций, сообщает South China Morning Post (SCMP). Согласно отчету Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) и Global Energy Monitor (GEM), запустили только девять гигаватт новых мощностей — на 83 процента меньше, чем в 2023-м. До 37 гигаватт сократилось количество предложений по строительству новых и реконструкции старых электростанций (минус 38 процентов к прошлому году).
 
Именно массовое строительство солнечных и ветряных электростанций позволило резко ограничить развитие угольной энергетики, указывает аналитик GEM Кристин Ширер. 
Вместе с тем для обслуживания нерегулярной генерации приходится работать над линиями электропередачи и хранилищами. Согласно бюджетному плану, сообщает Economic Information Daily, в этом году Государственная электросетевая корпорация (ГЭК) Китая увеличит расходы на повышение надежности систем на 13 процентов — до 600 миллиардов юаней (83 миллиарда долларов).

Не так уж и много

Еще в прошлом месяце Китайский совет по электроэнергетике (CEC) объявил, что к концу 2024-го солнце и ветер будут способны производить в теории более 40 процентов электроэнергии. Уже сейчас мощность этих станций выше угольных.
 
"Однако по выработке большой разрыв. Угольные станции обеспечивают 61 процент реального потребления", — уточняет Гривач. Солнечная и ветряная пока занимают порядка 14 процентов в общем энергобалансе страны, пишет Bloomberg с ссылкой на Национальное бюро статистики КНР. 
Дело в том, что реальная выработка зеленой энергии нестабильна, на нее сильно влияет погода. Надеяться только на такие источники нельзя — например, слишком сильный ветер может оставить без электричества целые районы, объясняют эксперты.
 
Увеличивать зависимость от ископаемых источников Пекин тоже не хочет, именно поэтому власти стремятся диверсифицировать сферу. "Строят и атомные станции, и гидро-, и газовые. Старые угольные меняют на новые, более эффективные и чистые", — добавляет Юшков.
 
В любом случае идеального по всем параметрам источника нет. Государство вынуждено оценивать риски и выгоды.

Суровая реальность

В ближайшее время отказаться от поставок углеводородов из-за рубежа не получится. Растущая экономика (по итогам года ожидают плюс 4,4-5,5 процента ВВП) требует все больших энергозатрат. Аналитики объясняют, что при текущем уровне технологий полный переход на возобновляемые источники (ВИЭ) невозможен. 
Близость к Китаю обеспечивает России большое преимущество. Сегодня она — один из крупнейших поставщиков энергии.
 
"А если США решатся на блокаду главного противника и дойдет до перекрытия Малаккского пролива, то каналы с Ближнего Востока и из Африки станут недоступны", — замечает Юшков.
 
Однако чистая энергия в силу своей ненадежности может замедлить рост потребления уже сейчас. 
 
Есть еще проблемы. Так, влияние ВИЭ на окружающую среду пока плохо изучено. Не полностью продумана утилизация изношенных деталей — те же лопасти из полимеров, как правило, просто закапывают. 
Кроме того, вибрации от турбин вызывают эрозию почвы и делают землю непригодной для сельского хозяйства. Чтобы нивелировать эти последствия, нужны серьезные вложения.
Отдельный вопрос — как хранить чистую энергию, подчеркивает Юшков. Для этого необходимо с нуля запускать новую отрасль. "Например, европейцы рассматривают возможность пускать невостребованную энергию на синтез водорода, а в пики потребления расщеплять его, но пока такой промышленности нет и на ее создание уйдет много ресурсов", — поясняет эксперт.
 
В результате, чтобы покрыть хотя бы 40 процентов реального потребления, нужны десятки лет. Поэтому импортерам традиционной энергетики в Китай пока, видимо, не о чем беспокоиться.
 
Автор: Надежда Сарапина
 
Источник: РИА Новости, 28.08.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики