|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт, который мы потеряем: Минэнерго проспало энеропереход Китая, но не может проснуться Экспорт, который мы потеряем: Минэнерго проспало энеропереход Китая, но не может проснутьсяКонстантин Симонов: «Осенью мы должны начать обсуждение новой Энергетической стратегии России, но пока цифры для неё взяты с того же потолка, откуда брали и раньше»С начала 2024 года Китай прекратил выдачу разрешений на открытие новых угольных электростанций. А на старых в Поднебесной мощности увеличили лишь на 9 гигаватт. Это на 83% меньше, чем в 2023-м. Зато с июля Китай добавил ещё 25 гигаватт от солнечных батарей и ветряков. Теперь энергия солнца и ветра обеспечивает КНР электричеством на 40%. Такая информация опубликована агентствами на излёте августа и, судя по всему, она стала неожиданной не только для широкого круга читателей, но и для Минэнерго, российских экспортеров и чиновников транспортной отрасли. Как рассказал «Свободной Прессе» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, чиновники до сир пор исходят в своих планах не из реального положения на рынке энергоносителей, а из принятой в 2020 году Энергетической стратегии РФ до 2035 года, в которой записано, что Китай будет покупать у России уголь нарастающими темпами весь этот период. Но в Пекине эту стратегию, видимо, не читали, и уж тем более — не давали подобных обещаний. Китайцы обещали только энергетическую революцию, которая в Поднебесной и происходит опережающими (примерно на 6,5 лет по сравнению с государственным планом КНР) темпами. Мы же тем временем продолжаем открывать новые угольные разрезы и расширять Восточный полигон с прицелом на экспорт этого полезного ископаемого, которое может превратиться в бесполезное. О том, когда Минэнерго может проснуться и отреагировать на меняющуюся ситуацию — «Свободной Прессе» рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «СП»: Константин Васильевич, Энергетическая стратегия России и новые инвестиции в экспорт угля не начинают вызывать недоумение? — Понятно, что стратегия должна меняться, и было поручение Путина — подготовить новую «Энергетическую стратегию РФ до 2050 года». Над ней работают, вопрос только в том, что мы получим в результате. Отдельные отрывки, базовые прогнозные цифры, которые уже попали в прессу, у меня вызывают или огромные вопросы, или недоумение. Особенно это касается, конечно, угольной отрасли. Одна из главных проблем всех наших стратегий в том, что они исходят только из наших производственных возможностей, а не из потребностей рынка. Логика такая: мы можем при идеальных условиях добыть и вывезти определённое количество угля. Закладываем эту цифру в стратегию и создаём все возможные условия, чтобы добиться указанного показателя. Строим новые дороги, открываем новые карьеры. А вопрос о том, сколько мы можем продать, и куда мы можем продать — не прорабатывается глубоко. У меня иногда ощущение, что цифры: сколько у нас купит Китай в 2035 году, а сколько попросит Индия — просто берутся с потолка. Какая цифра понравились — такую и взяли. По крайней мере, у этих стран никто не спрашивал. Но самое удивительное: вот эти цифры — с того же потолка — разработчики уже перенесли из Стратегии-35 в Стратегию-50. Между тем — очевидно, что главной жертвой энергоперехода неизбежно падет уголь, и не только в Китае. «СП»: Сначала мы совсем ушли от плановой экономики в неизвестность, а теперь возвращаемся к планам в советском понимании: есть цель — добиваемся. Даже если это уже утратило смысл… — Сначала все стали рыночниками, теперь все стали планировщиками. Но на деле возникает вопрос: а где у нас стратегическое планирование? Почему бы не оценить адекватно наш будущий вклад в энергетику, исходя из вменяемого прогноза мирового энергопотребления? На данном этапе разработчики Стратегии-50 не могут объяснить, на чем основаны их прогнозы, или же пояснения не убеждают. Надеюсь, что будет хотя бы нормально организовано публичное обсуждение этой Стратегии. Ведь она ляжет в основу всех отраслевых документов и межотраслевых планов, связанных с разработкой месторождений, развитием объектов производства и транспортной инфраструктуры. «СП»: Когда может начаться обсуждение Энергетический стратегии-2050? — Хотелось бы — уже этой осенью. По-хорошему — лучше не тянуть, а до конца года утвердить её во вменяемом виде правительственным решением. «СП»: А если этого не произойдет? Тогда чиновники продолжат ориентироваться на утратившие актуальность цели действующего документа? А в Минэнерго продолжат спать, как уже проспали энергетический переход в Китае? — Новая стратегия должна прийти на смену прошлой — будем оптимистами! Но вопрос только в том: уйдут ли из неё те пороки, которые были при написании всех прошлых стратегий. Сегодня многие новые угольные разрезы затеваются по принципу: давайте сделаем, попробуем: а вдруг потом продадим. Я очень сомневаюсь, что Минэнерго и наши угольщики понимают печальность перспектив в ближайшие три десятилетия. «СП»: Есть ли у России возможность компенсировать будущие потери от экспорта угля за счёт продажи нефти и газа? — Замещения тут не получится, потому что и в газе, и в нефти мы сейчас занимаемся удержанием наших позиций. Мы однозначно не можем рассчитывать на рост экспорта углеводородов. По экспорту газа мы в 2023 году потеряли более 100 млрд кубометров по сравнению с 2021-м. Нам нужно замещать эти потери, произошедшие на европейском рынке. Стремиться к тому, чтобы вернуть эти 100 миллиардов, возвратиться на уровень 2021 года. Конечно, в самое ближайшее время этого не произойдёт. По нефти — мы боремся за рынки. У нас эмбарго на поставки в Европу, и мы эти потоки по мере возможности перенаправляем. Но опять же мы не сможем очень быстро выйти на уровень 2021 года. В этом смысле нефть и газ будут бороться за возвращение к объёмам до начала СВО (что реально), но не за фантастический рост экспорта. А о том, чем мы можем заместить потери от экспорта энергоносителей, лучше спросить у представителей не сырьевого экспорта. Они же всё время говорят об успехах в импортозамещении. Значит, наверно, они и продать что-то могут. Спросите у производителей легковых автомобилей или гражданских самолётов, как у них дела. А я говорю за сырьевиков. Газовики — борются, и в этом году они уже оттолкнулись от дна, потихоньку пошли вверх. Нефтяники пока опускаются, но у них не будет такого падения, который пережила газовая отрасль. А с углём — пока ещё всё нормально. Проблемы угольщиков — не сегодня, к ним нужно готовиться на будущее. «СП» Производители СПГ могут компенсировать общие потери от экспорта газа? — У нас есть два крупнотоннажных завода и два среднетоннажных, которые работают в штатном режиме. А с точки зрения новых проектов — большие сложности. Наиболее реальные шансы встать на ноги — у проекта «Арктик СПГ-2». Две очереди уже отбуксированы на полуостров Гыдан, одна из них начала отгрузки в «сером режиме». Но против новых проектов применены настолько жесткие американские санкции, что рассчитывать на существенный прирост в экспорте СПГ именно от них — пока не нужно. Автор: Михаил Зубов Источник: Свободная пресса, 01.09.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|