Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Монголия сможет получать часть газа из проекта «Сила Сибири — 2»

Монголия сможет получать часть газа из проекта «Сила Сибири — 2»

Возможно, с льготами. Об этом заявил Владимир Путин. Ранее власти страны планировали ограничиться только ролью транзитера

Монголия сможет получать часть транзитных объемов из газопровода «Сила Сибири — 2». Обсуждаются и льготы на покупку топлива монгольской стороной. Об этом заявил президент России Владимир Путин в интервью газете «Оноодор» в преддверии своего визита в Улан-Батор. По его словам, если изначально монгольские партнеры хотели ограничиться только транзитной ролью, то сейчас рассматривается возможность использования части дешевого трубопроводного газа для развития экономики и инфраструктуры страны.

Президент отметил, что Москва «откликается» на просьбы Монголии о поставке топлива и горюче-смазочных материалов по льготным ценам. Уже ведется согласование соответствующего межправительственного соглашения.

Газопровод «Союз Восток» в Монголии станет продолжением газопровода «Сила Сибири — 2», который пройдет между месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на северо-западе Китая. Проектирование «Силы Сибири — 2» стартовало еще в 2020 году. Тогда же власти Казахстана предлагали проложить трубу через их территорию. Но долгое время однозначного решения не было. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Монголия потребляет крайне мало газа, и даже при условии перевода ряда электростанций Улан-Батора на газ все равно эти объемы будут небольшими, поэтому нет смысла строить отдельную трубу на Монголию без учета транзита. Протяженность [трубы] огромная, а объемы крайне маленькие, и все это будет нерентабельно. Также «Сила Сибири — 2» имеет большую мощность, 50 млрд кубов в проекте, потому что в Китай из-за маленьких объемов нет смысла строить на такие расстояния. Фактически вся энергетика Монголии угольная, они сами его добывают, он у них очень дешевый. Мы будем им предоставлять скидку во многом вынужденно, потому что газу придется конкурировать по цене с углем. Если им поставить мировую цену на газ, они его не будут потреблять из-за неподъемной стоимости, придется повышать стоимость электроэнергии по всей стране. Придется давать скидку, мы представляем это как добрую волю. В целом такая практика есть у «Газпрома», что страна-транзитер получает скидку на газ. В Европе он постепенно от этого отказывался, но с Монголией вполне можно вернуть эту практику. Казахстан лоббировал вариант строительства газопровода через свою территорию транзитом, а не через Монголию, указывая, что часть газопроводов здесь уже есть, но при этом все равно это скорее выгодно Казахстану, потому что он стремительно движется из экспортеров газа в сторону импортера, как Узбекистан. «Газпром» уже начал поставки в Узбекистан в прошлом году, Казахстан идет по такому же пути, и транзитная труба позволит им получать российский газ. Это и экономически более выгодно для них — строить транзитную трубу, нежели просто дополнительный газопровод из РФ, потому что им нужен газопровод к Астане, а она практически негазифицирована, получается, надо строить отдельную трубу. Если двустороннее соглашение со строительством газопровода до Казахстана, то получается, что они сами должны профинансировать казахскую часть, сами построить, а если это транзитный газопровод, то как минимум половину на инвестиции они возьмут у «Газпрома», а то и все на него повесят, а себе будут попутно приобретать из транзитных объемов. Но «Газпром» всегда воспринимал транзит через Монголию как основной вариант, потому что таким образом он уменьшает транспортное плечо, не делает крюк через Казахстан. Плюс, если мы идем через Казахстан, сразу на границе с Китаем вступаем в жесткую конкуренцию с центральноазиатскими странами — туркменским, казахским газом. Пока еще Китаю будет проще здесь торговаться, а если это будет отдельный заход в Китай со стороны Монголии, то здесь уже оперировать к стоимости центральноазиатского газа будет сложнее Китаю».

Начало строительства монгольского участка «Силы Сибири — 2» «Союз Восток» было анонсировано на первый квартал этого года, однако оно так и не стартовало.

Ранее гонконгская газета The South China Morning Post писала, что Монголия исключила проект из долгосрочного плана развития до 2028 года из-за неопределенности на фоне разногласий между Россией и Китаем по Западному маршруту и слишком сильного влияния «Газпрома» на проект.

Источник: BFM.RU, 02.09.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики