Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Летучие голландцы» с деньгами из России плывут мимо Копенгагена

«Летучие голландцы» с деньгами из России плывут мимо Копенгагена

Станислав Митрахович: Датчане называют «теневым флотом», готовым развалиться от старости, вполне нормальные танкеры

Российскую нефть возит через Датские проливы «теневой флот». Расследовательская организация Danwatch рассказала об этом информационным агентствам и поставила гамлетовский вопрос: быть иль не быть королевству, если нефть из неопознанных танкеров выльется?

По информации Danwatch, нефтевозы «теневого флота» ходят без лоцманов, к тому же очень ветхие. Ну просто «летучие голландцы».

— Эти суда не значатся в реестрах, плохо обслуживаются, имеют сомнительную страховку, а также слишком старые, многим из них уже пора на металлолом. Страх внушает и то, что они отказываются от услуг лоцманов, знающих местные воды, — сообщает Danwatch.

Помимо авторов неофициального расследования, обеспокоенность высказал и официальный представитель королевства — глава МИД Дании Ларс Лекке Расмуссен. 

— «Теневой флот» танкеров, перевозящий российскую нефть, представлен в основном старыми судами, что представляет опасность для окружающей среды, из-за чего Дания ищет способ ограничить их проход через свои проливы, — сказал чиновник.

О том, существует ли в принципе некий «теневой флот» России, и сможет ли Дания запретить ему проход через Датские проливы, «Свободной Прессе» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«СП»: Станислав Павлович, есть у нас «теневой флот», о котором уже заявляют не только Дания, но и наши конкуренты по экспорту СПГ?

— «Теневой флот» — это не официальный международный термин, а фигура речи, которая используется западными журналистами и политиками. Как правило, речь идёт о судах, зарегистрированных в странах и реестрах, не привычных для Запада. И страхуются эти корабли обычно не в Лондоне, как принято, а где-нибудь в другом месте.

Тем не менее, это — вполне законные реестры и страховки. Ни в каких общепризнанных международных документах не записано, что все страхования должны быть только в Лондоне; или реестр, в котором регистрируется судно, должен быть обязательно в западной стране.

Запад все такие суда называет «серыми», но в реальности у танкеров, которые фрахтуют российские экспортёры, есть название, конкретный владелец, страна, где судно обслуживается перед выходом в навигацию.

«СП»: Запад педалирует тему, что наши танкеры — старые суда, которые небезопасны для экологии…

— А откуда в Дании знают, в каком состоянии танкеры? Датчане поднимались на борт? И кто определяет, с какого момента судно считается старым? Судно — это конструкция для длительного пользования, если оно обслуживается нормально — может служить и 20 лет, и больше (стандартный общепринятый срок жизни танкера -15 лет, но случаи, чтобы его после этого сразу распилили, не распространены — «СП»).

Общемирового критерия: когда судно становится старым — не существует.

Опасения, касающиеся экологичности танкеров, фрахтуемых нашей страной, генерируются сторонниками антироссийских санкций и носят чисто политический характер.

Если бы в реальности хоть раз произошел разлив российской нефти — Запад бы дружно разыграл первую же аварию в масс-медиа, и поднял такой вой… Наши экспортеры это прекрасно понимают и не дают повода для провокаций. Они фрахтуют хорошие танкеры.

«СП»: Глава МИД Дании заявляет о поиске возможностей закрыть свои проходы для зафрахтованных нами судов…

— Есть международные соглашения от 1857 года, регулирующие транзитный проход через воды Датских проливов. Они дополнены Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года.

Просто так остановить танкер с российской нефтью или не пустить его в проливы из-за подозрений, что он экологически не безопасен, морские законы не позволяют.

Кроме того, это не будет поддержано мировым большинством, которое недополучит нефть на рынке из-за подобных действий. Это даже США сейчас не поддержат: перед выборами им нужна стабильность на нефтяном рынке.

«СП»: После выборов в США Дания может и осмелеть, а нарушать законы — Западу не привыкать.

— Да, но танкер так просто не остановишь, если он не обязан остановиться. Чтобы его остановить — потребуется применить силу, и не какую-нибудь моторную лодку, а корабли военно-морского флота.

А это — эскалация, боевые действия на море между Россией и НАТО.

НАТО не вводит (официально заявляет, что не вводит) свои войска на Украину, не устраивает блокаду Калининграда. Значит, там не хотят эскалации.

А уж ставить мир под угрозу ядерной войны из-за надуманного каприза какой-то Дании… Ей разрешат сколько угодно возмущаться, но не позволят ничего сделать.

«СП»: Капризы Дании могут быть вызваны ревностью и обидой: раньше мы им платили за фрахт, а теперь деньги плывут мимо?

— Конечно, в полноценной экономической войне, которую Запад ведёт против России, есть проигравшие. И Дания — в их числе. Экономические отношения европейских стран и России были взаимовыгодными. А теперь Россия находит альтернативу этим отношениям, а многие страны Европы — нет. Они страдают.

Автор: Михаил Зубов

Источник: Свободная пресса, 10.09.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики