|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Украина разблокировала транзит нефти «Лукойла» из России в Венгрию Почему Украина разблокировала транзит нефти «Лукойла» из России в ВенгриюБудапешт уступил Киеву и перенес точку приемки нефти в Белоруссию Украина согласна транспортировать нефть в Венгрию и Словакию по нефтепроводу «Дружба», после того как было принято решение о ее закупке венгерской компанией MOL на границе Белоруссии и Украины, заявил 10 сентября украинский премьер Денис Шмыгаль. «MOL заявила, что она является собственником продукта, который проходит транзитом через Украину, нас это устраивает. То есть это не российская компания», – сказал он на пресс-конференции, транслировавшейся в YouTube. Шмыгаль пояснил, что в таком случае «украинский транзитер проводит транзит европейского продукта, получает за это рыночную цену». В заявлении на сайте Будапештской фондовой биржи MOL сообщила 9 сентября о том, что ей удалось договориться о возобновлении транзита нефти из России через территорию Украины по нефтепроводу «Дружба». По новой схеме MOL Group «станет владельцем соответствующих объемов сырой нефти на белорусско-украинской границе», где проходит южная ветка транспортной артерии. В декабре 2022 г. Венгрия и Словакия получили исключение до конца 2025 г. из европейских санкций на поставку российской нефти в ЕС. Но 17 июля Украина ввела ограничения на транзит нефти «Лукойла» через свою территорию. Шмыгаль тогда объяснил это тем, что на компанию наложены санкции украинского Совета нацбезопасности и обороны и обсуждать их отмену в Киеве не собираются. Венгрия пыталась решить проблему через Еврокомиссию (ЕК), но получила отказ и позже прямо обвинила власти ЕС в инициировании блокады транзита. Будапешт также рассматривал варианты транзита через другие страны, например Болгарию. А предложение Хорватии, одобренное ЕС, Венгрия отвергла, назвав страну ненадежным транзитером из-за роста тарифа на транспортировку в 5 раз с начала боев на Украине. При этом непоставленные объемы «Лукойла» с июля замещала «Татнефть», не находящаяся под украинскими санкциями, подтвердила 6 сентября официальный представитель МИД России Мария Захарова. Всего, по ее словам, с июля речь шла о 330 000 т нефти. ![]() Так как Украина вводила санкции против «Лукойла», они касались и его собственности, включая транзитные объемы перекачки нефти, а поставки другой, неподсанкционной российской нефти продолжались, объясняет эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков. Самое простое решение – подписать дополнительное соглашение о переносе точки сдачи/приемки нефти, которая ранее была на украинско-венгерской границе, говорит он. Несмотря на то что нынешнее решение было самым простым, венгры не шли на него, так как справедливо считали это уступкой Украине, грозящей стать прецедентом в цепочке других уступок. Это могло привести к неблагоприятным последствиям для Венгрии в контексте и других действий Украины, например санкций против венгерского банка ОТП как «спонсора России в войне с Украиной» и других подобных акций. «Венгерская сторона хотела сначала просто заставить Киев отменить санкции против «Лукойла». Но, столкнувшись с антивенгерской позицией ЕК, она вынуждена была решать проблему самым очевидным способом», – объясняет Юшков. При этом нельзя упускать факт, что поставки российского сырья в Европу неотделимы от динамики украинского конфликта и попыток его урегулирования, напоминает научный сотрудник ИМИ МГИМО Артем Соколов. Одной из последних попыток была «миссия мира» премьера Венгрии Виктора Орбана, посетившего Украину, Россию, Китай и США, которая прошла как раз перед началом блокировки нефтепровода «Дружба». «В таких условиях вопрос углеводородов не может рассматриваться локально, сам по себе. И ситуация в ближайшее время не изменится», – подчеркивает Соколов. Автор: Илья Лакстыгал Источник: Ведомости, 11.09.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|