Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Украина разблокировала транзит нефти «Лукойла» из России в Венгрию

Почему Украина разблокировала транзит нефти «Лукойла» из России в Венгрию

Будапешт уступил Киеву и перенес точку приемки нефти в Белоруссию

Украина согласна транспортировать нефть в Венгрию и Словакию по нефтепроводу «Дружба», после того как было принято решение о ее закупке венгерской компанией MOL на границе Белоруссии и Украины, заявил 10 сентября украинский премьер Денис Шмыгаль. «MOL заявила, что она является собственником продукта, который проходит транзитом через Украину, нас это устраивает. То есть это не российская компания», – сказал он на пресс-конференции, транслировавшейся в YouTube. Шмыгаль пояснил, что в таком случае «украинский транзитер проводит транзит европейского продукта, получает за это рыночную цену».

В заявлении на сайте Будапештской фондовой биржи MOL сообщила 9 сентября о том, что ей удалось договориться о возобновлении транзита нефти из России через территорию Украины по нефтепроводу «Дружба». По новой схеме MOL Group «станет владельцем соответствующих объемов сырой нефти на белорусско-украинской границе», где проходит южная ветка транспортной артерии.

В декабре 2022 г. Венгрия и Словакия получили исключение до конца 2025 г. из европейских санкций на поставку российской нефти в ЕС. Но 17 июля Украина ввела ограничения на транзит нефти «Лукойла» через свою территорию. Шмыгаль тогда объяснил это тем, что на компанию наложены санкции украинского Совета нацбезопасности и обороны и обсуждать их отмену в Киеве не собираются.

Венгрия пыталась решить проблему через Еврокомиссию (ЕК), но получила отказ и позже прямо обвинила власти ЕС в инициировании блокады транзита. Будапешт также рассматривал варианты транзита через другие страны, например Болгарию. А предложение Хорватии, одобренное ЕС, Венгрия отвергла, назвав страну ненадежным транзитером из-за роста тарифа на транспортировку в 5 раз с начала боев на Украине. При этом непоставленные объемы «Лукойла» с июля замещала «Татнефть», не находящаяся под украинскими санкциями, подтвердила 6 сентября официальный представитель МИД России Мария Захарова. Всего, по ее словам, с июля речь шла о 330 000 т нефти.

 

Так как Украина вводила санкции против «Лукойла», они касались и его собственности, включая транзитные объемы перекачки нефти, а поставки другой, неподсанкционной российской нефти продолжались, объясняет эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков. Самое простое решение – подписать дополнительное соглашение о переносе точки сдачи/приемки нефти, которая ранее была на украинско-венгерской границе, говорит он.

Несмотря на то что нынешнее решение было самым простым, венгры не шли на него, так как справедливо считали это уступкой Украине, грозящей стать прецедентом в цепочке других уступок. Это могло привести к неблагоприятным последствиям для Венгрии в контексте и других действий Украины, например санкций против венгерского банка ОТП как «спонсора России в войне с Украиной» и других подобных акций. «Венгерская сторона хотела сначала просто заставить Киев отменить санкции против «Лукойла». Но, столкнувшись с антивенгерской позицией ЕК, она вынуждена была решать проблему самым очевидным способом», – объясняет Юшков.

При этом нельзя упускать факт, что поставки российского сырья в Европу неотделимы от динамики украинского конфликта и попыток его урегулирования, напоминает научный сотрудник ИМИ МГИМО Артем Соколов. Одной из последних попыток была «миссия мира» премьера Венгрии Виктора Орбана, посетившего Украину, Россию, Китай и США, которая прошла как раз перед началом блокировки нефтепровода «Дружба». «В таких условиях вопрос углеводородов не может рассматриваться локально, сам по себе. И ситуация в ближайшее время не изменится», – подчеркивает Соколов.

Автор: Илья Лакстыгал

Источник: Ведомости, 11.09.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики