Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Палладий, платина, ванадий: ОПЕК+ с «редкоземельным» уклоном изменит правила игры с ценными ресурсами

Палладий, платина, ванадий: ОПЕК+ с «редкоземельным» уклоном изменит правила игры с ценными ресурсами

Москва предлагает создать сырьевые альянсы, чтобы противостоять диктату Запада

Подумать над идеей создания сырьевых альянсов с целью регулирования мировых рынков полезных ископаемых предложил президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства.

Путин отметил, что Россия «является лидером по запасу ряда стратегических видов сырья: по природному газу это почти 22% от мировых запасов, по золоту — почти 23%, по алмазам — почти 55%.

На совещании глава минприроды Александр Козлов добавил, что в настоящее время Россия контролирует 46% мирового рынка палладия. Кроме того, вместе с ЮАР мы контролируем 80% мировой добычи платины и палладия, с Китаем — почти 56% угля и 84% ванадия.

«Обе страны входят в БРИКС. Всего у нас 13 стран и 13 видов полезных ископаемых, по которым мы можем объединиться. И это большая тема для совместной работы», — выразил уверенность Козлов. 

Путин в свою очередь попросил правительство «подумать о том, что мною было сказано». «Не спеша, спокойно, надо подумать, пообсуждаем», — предложил глава государства.

Следует напомнить, что в марте 2023 года экономист Ярослав Лисоволик опубликовал на сайте Российского совета по международным делам (РСМД) статью, в которой предсказывал в недалеком будущем создание международных отраслевых платформ с доминирующим участием развивающих экономик в следующих областях:

— редкоземельные металлы;

— производители основных продуктов питания и удобрений;

— питьевая вода и сохранение водных ресурсов;

— «газовая ОПЕК»;

— «зеленые» платформы, объединяющие страны вокруг цели снижения нетто-выбросов.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович указывает, что Путин предложил всего лишь подумать о создании сырьевых альянсов.

— Это прозвучало не как российский план на ближайшее время, а своего рода приглашение к дальнейшим размышлениям. Его стоит рассматривать в том же русле, что и адресованное правительству предложение президента подумать насчет ограничения поставок некоторых российских сырьевых товаров недружественным странам — он упомянул титан, обогащенный уран, некоторые виды металлов и так далее.

«СП»: Данное высказывание пока не стоит воспринимать как директиву?

— Нет, это такая контригра в коммуникационной сфере, когда некоторые участники рынка думают о том, как использовать ограничительные меры торговли в свою пользу. Не стоит думать, что это скоро произойдет, поскольку здесь очень важны очень четкие расчеты, чтобы попытка ограничения экспорта не привела к обратным последствиям. Ведь такие варианты связаны с ограничениями поставок, возникает образ такого картеля, который ограничивает производство каких-то товаров, чтобы поднять на них цену.

Иногда это работает, как, скажем, в случае с ОПЕК+ - это объединение достаточно эффективно функционирует и является важным инструментом по поддержанию мировых цен на нефть. Данное объединение не называется картелем, но факту является им. Хотя в него не входят США и их союзники, но эта структура неплохо действует.

«СП»: Предпринимались ли попытки создать нечто подобное в сырьевых сферах?

— В других сферах создать подобный механизм много раз пытались, но попытки были недостаточно эффективными по ряду причин. Скажем, лет двадцать назад говорилось не только про «газовую ОПЕК», но и «рисовую ОПЕК», «кофейную ОПЕК» и так далее. Однако такого рода объединения не складывались.

Был одно время «калийный альянс» России и Белоруссии как стран, добывающих калий. Где-то такая схема работает, но не всегда. В некоторых сферах с учетом конкретных отношений с конкретными странами, экспортирующими большое количество каких-то товаров, это может сложиться, но далеко не по каждому ресурсу. Есть также еще одно понимание сырьевого альянса, включающее не столько ограничение поставок, сколько формирование правил игры.

Скажем, одна из пострадавших у нас из-за конфликта с Западом отраслей — леспром. Особенно на северо-западе страны эта отрасль, ориентированная на поставки в Финляндию, сильно просела. Следовательно, надо переориентировать экспорт на другие регионы. И там нужно договариваться, в каких валютах торгуем, с какими правилами сертификации, каковы технологические стандарты, виды страховок и так далее. И здесь нужно договариваться об этих вещах, а также уходе от западных финансовых стандартов и многом другом. Такие альянсы будут даже более эффективными, чем те, что направлены на ограничение экспорта.

Экономист, гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев напомнил, что создание в свое время организации стран-экспортеров нефти ОПЕК произошло отчасти по политическим мотивам.

— Тогда был период холодной войны, когда имело место противостояние двух держав, остальные либо подстраивались, либо пытались держать нейтралитет. И ОПЕК был создан как попытка реализовать такой экономический нейтралитет. С тех пор времена изменились и принцип организации такого рода сообществ тоже претерпел изменения.

«СП»: Есть ли в них необходимость сейчас?

— Конечно, они полезны для рынка. Если отбросить внутреннюю конкуренцию, которая, безусловно, существует, такая структура полезна прежде всего для страны, являющейся основным держателем данного ресурса.

Если взять нефть, ее огромные запасы позволяют монархии Саудовской Аравии много лет удерживаться у власти, заливать деньгами внутренние проблемы и постепенно наращивать влияние на международной арене. В целом, для нас было неплохо создание сырьевых конгломератов в отраслях, где мы являемся лидерами по их запасу и добыче. Но ясно, что процесс этот небыстрый и может занять не одно десятилетие. Все-таки сегодня на мировом рынке интересы разных стран, подчас являющихся союзниками и партнерами, не всегда совпадают.

В качестве примера можно привести наши сегодняшние отношения с Индией и Китаем, которые стремятся в текущей ситуации извлечь из нашей непростой ситуации свою выгоду. Наконец, стоит учесть политический фактор. Скажем, США обладают значительными запасами газа и хотя он более дорогой, чем наш, они смогли где-то заместить российское топливо.

Экономист, промышленный эксперт Леонид Хазанов уверен, что создание сырьевых альянсов способно серьезно усилить на глобальном рынке позиции России и дружественных ей государств.

— Например, объединение усилий России с Индонезией на рынке никеля, с ЮАР — на рынках платины, палладия и алмазов позволит ослабить существующее влияние на спрос со стороны США и Европейского Союза, входящих в число ключевых потребителей этих видов сырья. Конечно, подобные структуры способны регулировать цены и условия поставок, с чем придется считаться основным клиентам.

«СП»: Известны ли какие-то, хотя бы приблизительные, аналоги ОПЕК+, потому что попытки создания «газовой ОПЕК» в свое время оказались безрезультатны.

— В качестве успешного примера можно привести Gulf Aluminium Council, который объединяет производителей алюминия на Ближнем Востоке. Эта структура занимается отстаиванием их интересов по всем основным направлениям деятельности, начиная от производства и заканчивая сбытом. Уверен, что создание аналогов ОПЕК+ с участием Росси, скажем, на рынках цветных и драгоценных металлов, также окажет содействие защите наших экономических интересов.

Автор: Евгений Берсенев

Источник: Свободная пресса, 16.09.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики