Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Константин Симонов: Нельзя, чтобы за счет государства расцветало сто цветов в энергетике

Константин Симонов: Нельзя, чтобы за счет государства расцветало сто цветов в энергетике

В России установлен курс на водородную энергетику. Он может стать мощным стимулом для развития сектора возобновляемой энергии в стране. Первым, и самым важным шагом, стал запуск водородного полигона.

О том, насколько перспективна идея развития такого рода энергетики в России, сможет ли она набрать популярность и получится ли ее «озеленить», Агентству нефтегазовой информации рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

- Водородная энергетика как-то очень быстро обросла в России кучей бюрократических систем, написанными программами, стратегией, дорожными картами.

В мире хайп на водороде начался несколько лет назад, изначально - в Европейском союзе. Почему они ухватились за водород? Да потому что сделали ставку на «зеленую» энергию. Но, правда, у них возникло несколько нерешенных технических вопросов, в том числе проблемы хранения этой энергии. Решить они его не смогли, а уже проговорили и даже создали дорожные карты. Поэтому как-то нужно было объяснить, как в процессе ускоренного энергоперехода, будет решаться вопрос хранения произведенного электричества, если пока в промышленных масштабах сделать этого нельзя. Отсюда возникла данная тема. Они решили - будем хранить его в водороде. На тот момент мало кого волновало, что себестоимость такого хранения очень высока – сначала надо произвести водород, потом из водорода электричество. Это никому не показалось странным.

Но самое что интересное, на сегодняшний день в Европе почти все уже забыли про водород. Раньше из каждого утюга вещали на эту тему. А теперь тишина. Правда у нас не менее удивительно. Стоит только на Западе возникнуть какой-то моде, в РФ тоже как грибы растут эксперты, чиновники, которые говорят, что и нам надо этим заняться, другого пути у человечества нет. Понятно, что для бюрократии только нужен сигнал. Они начинают думать, как освоить модную, новую тему, под нее выделяют бюджеты, которые можно будет распределить. Отсюда такое масштабное и обширное появление дорожных карт, документации, законов и другого. Но задумайтесь, кто вообще сказал, что обладание водородными технологиями критерий динамичности развития?!

Каждый закон и стратегия должны подвергаться планированию. Для этого существует Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Но обсуждается ли «Энергетическая стратегия до 2050 г.»? Или это опять будет бумажка для галочки или все же документ, от которого смогут отталкиваться компании, правительство и эксперты в своей деятельности.

На сегодня водород в России развивается по принципу – давайте у нас он тоже будет. А что происходит с произведенным водородом? Кто его будет потреблять? Предлагают на Сахалине запустить водородный транспорт, водородные заправки. У нас недавно были дискуссии о безопасности такого транспорта. Разные точки зрения были заявлены, в итоге вопрос не решен, но мы делаем.

Но, когда я слышу, что завод по производству водорода на Сахалине будет экспортировать продукцию в Южную Корею и Японию, у меня возникают вопросы, - если мы признаем, что разворачиваемся в сторону водорода, то необходимо не только дорожные карты принимать, но и готовить специалистов. Например, Губкинский университет мог бы сформировать кафедру водородной энергетики. Здесь нужна будет прямая помощь государства. Но опять-таки, тут возникает главный вопрос – а насколько это нужно?

Также что касается самого факта экспорта водорода. Серьезно? В таких геополитических условиях? Вы верите в такие планы. Внутренний рынок кто-то просчитывал? В стратегии прописано, что в 2024 году РФ готова будет экспортировать 0,2 млн водорода в год. Вот пусть авторы стратегии подсчитают, что они экспортировали. Не будет такого объема, это очевидно.

Давайте также не забывать об очевидных недостатках водорода. Он дорогой, небезопасный, и, с точки зрения его использования, также возникает огромное количество вопросов. Но главное - это экономика, основной вопрос - как его производить.

На самом деле, я не против. Меня не надо воспринимать как идеологического борца с возобновляемой энергетикой. Вовсе нет. Я идеологический борец за эффективность. В этом плане если у нас есть желающие инвестировать в водородные технологии, вперед.

Например, если Росатом считает, что на Сахалине необходим водородный завод к 2029 году, - реализовывайте. Но, так как вы являетесь государственной компанией, предоставьте отчетность о том, возведен ли завод, какая его рентабельность, прибыль и так далее.

Если есть еще компании, которые готовы вкладываться в успехи водорода, пожалуйста, но это не должно быть частью заботы правительства. Нельзя, чтобы за счет государства расцветало сто цветов в энергетике.

Напомним, что в виртуальной студии Агентства нефтегазовой информации в рамках видеоконференции Константин Симонов совместно с экспертами обсуждал тему «Перспективы влияния Парижского соглашения на мировую энергетику».

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 24.09.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики