Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Доработка законопроекта о нефтяных экспортных пошлинах поможет забетонировать результаты налогового маневра

Игорь Юшков: Доработка законопроекта о нефтяных экспортных пошлинах поможет забетонировать результаты налогового маневра

Комитет Госдумы по энергетике предлагает доработать законопроект об исключении нефти из списка товаров, освобожденных от экспортных пошлин в рамках завершения «налогового маневра». Так как у правительства по-прежнему сохраняется право вводить ненулевые экспортные пошлины на нефть.

Новость Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, Игорь Юшков:

- С одной стороны, поправки в законодательство должны привести нормативную базу к логичному виду - если мы закончили налоговый маневр, соответственно и возможности вводить опять экспортные пошлины быть не должно. Именно поэтому просто убирают из отдельных нормативных актов само противоречие.

Налоговый маневр закончен, а там нефть числится как товар, в отношении которого действуют экспортные пошлины, но имеют нулевую ставку. Вот это хотят устранить. С другой стороны, мы понимаем, что причина в основном некое желание забетонировать результаты налогового маневра, чтобы он не повернулся вспять, чтобы не началась некая контрреформа, по которой обратно бы вводились экспортные пошлины на нефть, соответственно, таким образом сделали бы цены на нефть внутри страны ниже, чем на внешних рынках.

Вот чтобы этого не произошло, авторы подобных реформ и хотят внести изменения в законодательство, чтобы даже право у правительства своим нормативным актом или постановлением не получилось поднять с нуля до какого-то значения экспортную пошлину и таким образом вернуть обратно, предыдущую систему регулирования цен на нефть на внутреннем рынке.

Поэтому, я думаю, что основной мотив введения поправок в законодательство заключается именно в том, чтобы забетонировать результаты налогового маневра. В то время как дискуссия-то о нем все равно продолжается.

И каждый раз, когда у нас происходит скачок цен, например, на топливном рынке, опять возникает идея, давайте обратно переделаем все, ведь раньше нормально регулировался внутренний рынок. Экспортная пошлина позволяла держать цены внутри ниже, чем на внешнем, и все было хорошо. А сейчас приходится использовать сложный механизм расчета выплат по демпферу, периодически он дает сбой, хотя его постоянно отлаживают и в целом он работает, но возникают некие кризисные явления. Поэтому вот такие дискуссии действительно есть и может быть, чтобы их либо ликвидировать, либо усложнить обратное введение пошлин, - если все-таки подобные усилия лоббистские будут по их возврату, - как раз таки и предлагается убрать из нормативной базы вот эти некие остатки самой возможности введения экспортной пошлины.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 01.10.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики