Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Если сейчас не стимулировать разработку ТрИЗ, то в РФ резко снизится налогооблагаемая база

Игорь Юшков: Если сейчас не стимулировать разработку ТрИЗ, то в РФ резко снизится налогооблагаемая база

Ведомства обсуждают продление льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть по трудноизвлекаемым запасам - баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям, а также для месторождения им.Филановского.

Новость Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

- В России, как и во многих других странах-нефтедобытчиках, ухудшается качество ресурсной базы, это глобальный процесс. Старые, классические, легкодоступные месторождения уже все найдены, введены в эксплуатацию и истощаются. Поэтому миру приходится переходить на более трудноизвлекаемые запасы «черного золота».

Не зря в США произошла революция сланцевой нефти, потому что у них эта проблема встала еще раньше. Страна искала выход из ситуации. У них снижался объем производства, в связи с этим они применили налоговое стимулирование, которое помогло поддержать альтернативные разработки, и в итоге в 2000-х годах одно из направлений выстрелило - добыча сланцевых углеводородов.

Вот также и у нас ухудшается качество ресурсной базы. Себестоимость добываемой нефти становится все выше, поэтому нефтяным компаниям нужны налоговые льготы для того, чтобы проекты оставались рентабельными и на выработанных месторождениях продолжалась добыча, чтобы начинали разрабатываться новые проекты, которые изначально уже будут относиться к трудноизвлекаемым запасам. Поэтому, безусловно, налоговое стимулирование нужно, и правительство это понимает.

Но тут возникает вопрос: какие конкретно налоговые послабления необходимы и будут применены для разработчиков трудноизвлекаемой нефти. Здесь начинается такая лоббистская борьба, между Минэнерго РФ и профильным вице-премьером Александром Новаком, с одной стороны, и министерством финансов РФ с другой стороны. Перед ведомством ставится задача сбалансировать бюджет. У нас в 2023 году он был дефицитным и принимаемый трехлетний бюджет также планируется как дефицитный. И в этих условиях, естественно, каждый рубль ведомство пытается экономить, поднимает налоги.

Есть большой соблазн сократить расходы за счет отмены налоговых вычетов и льгот, в том числе в нефтяной отрасли. Такие меры позволят существенно сэкономить средства бюджета. Но здесь правительство может оказаться в ситуации, когда оно за деревьями не увидит леса. То есть, пойдя на выполнение сиюминутных задач, могут получить проблемы стратегического характера в будущем. Если сейчас не стимулировать разработку трудноизвлекаемой нефти, то потом налогооблагаемая база уменьшится. Объемы нефти будут снижаться, соответственно за этим потянется сокращение числа поступаемых налогов и далее по цепочке. Поэтому здесь нужен разумный компромисс между сегодняшними интересами экономии бюджета и завтрашними доходами, которые будут складываться в том числе и от добычи трудноизвлекаемой нефти.

Эта дилемма требует хорошей проработки, мы находимся в безвыходной ситуации, когда все больший процент российской нефти переходит к трудноизвлекаемым запасам.

Все равно нужно создавать такую налоговую систему, которая позволит зарабатывать на трудноизвлекаемых запасах и оставлять проекты рентабельными, при этом сохранять объемы производства на достаточно высоком уровне, выше 500 млн тонн нефти в год.

Ну, а в идеале вернуться и к прежним объемам производства. Хотя, конечно, мы помним, что есть свои ограничения в плане ОПЕК+, но тем не менее, надо быть готовыми к увеличению объемов производства. У нас должны быть разработаны уже проекты, а это возможно только при предоставлении налоговых льгот.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 09.10.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики