|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ для промышленности: выгоды Белоруссии от сотрудничества с Россией по производству СПГ Газ для промышленности: выгоды Белоруссии от сотрудничества с Россией по производству СПГВзаимодействие Белоруссии и России в энергетике активно развивается. 2 октября в Минске рассказали о планах строительства новых котельных за счет российского кредита. А ранее «Газпром» сообщил о проекте строительства в Белоруссии СПГ-завода. Республика стабильно получает газ из России по низким ценам. Кроме того, в рамках интеграции две страны работают над формированием единого рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Какие выгоды сулит Белоруссии сотрудничество в сфере СПГ, проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. СПГ-завод «Газпрома» в Белоруссии19 сентября в индустриальном парке «Великий камень» под Минском состоялось заседание комиссий Парламентского собрания Союза Белоруссии и России. В рамках мероприятия обсуждалось сотрудничество в области малотоннажного производства СПГ (сжиженного природного газа). После заседания генеральный директор ООО «Газпром гелий сервис» («дочка» ПАО «Газпром») Любовь Бриш рассказала, что по договоренности сторон ее компания построит в парке «Великий камень» малотоннажный СПГ-завод. Идея строительства подобного предприятия в Белоруссии структурами «Газпрома» появилась более года назад. Соглашение о начале проекта было подписано на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2023 г. После этого стороны провели несколько раундов переговоров о его реализации. Одной из проблем была неготовность белорусского законодательства для осуществления подобного проекта, ведь в республике пока нет ни одного СПГ-завода, и для подготовки ряда технических регламентов нужно время. А стороны хотят запустить первую очередь предприятия уже в 2025 г. Вероятно, есть и договоренность об особых экономических условиях строительства и дальнейшего функционирования СПГ-завода. Все эти проблемы в кратчайшие сроки можно решить за счет размещения предприятия в индустриальном парке «Великий камень», правовой статус которого позволяет создавать особые правовые режимы работы. Особенности проектаУ будущего СПГ-завода будет узконаправленная специализация – он должен снабжать топливом технику предприятий МАЗ и БЕЛАЗ. Особенность СПГ как моторного топлива заключается в том, что техника должна постоянно использоваться. Ведь сжиженный газ – это метан, охлаждённый до -162 градусов по цельсию. Хотя СПГ находится в специальных криобаках, он все равно постепенно нагревается. При сжижении метан сжимается примерно в 600 раз, поэтому при регазификации (переход из сжиженного состояния в газообразное) он стравливается через специальные клапаны. Из-за указанных особенностей СПГ используется на большегрузных грузовиках, коммунальной, карьерной и прочей технике. Именно в этих сегментах и представлены белорусские МАЗ и БЕЛАЗ. Например, БЕЛАЗ несколько лет назад уже представил версию грузоподъемностью 45 т., потом 90-тонную и 130-тонную версии. В России в последние годы также активно строятся малотоннажные СПГ-заводы. Но они ориентированы, как правило, на две задачи – снабжение газомоторным топливом и автономная газификация. Последняя используется для снабжения газом котельных и бытовых потребителей в населенных пунктах, куда не проложен газопровод. В такие места доставляется криоцистерна с СПГ, которая потом меняется на новую. Но в Белоруссии потребность в автономной газификации фактически отсутствует благодаря высокому уровню обычной, трубопроводной газификации (более 97%). Плюсом использования СПГ как газомоторного топлива является его меньшая стоимость по сравнению с дизельным топливом. Пока неизвестно, по каким условиям будет поставляться газ на будущий СПГ-завод. Варианта два. Первый – газ будет покупаться у белорусской уполномоченной компании, и тогда его стоимость составит как минимум $129/куб. м газа, потому что по такой цене его продает «Газпром» в Белоруссию. Второй вариант – «Газпром» может продавать газ ООО «Газпром гелий сервис» по более низкой цене. Но этот вариант возможен, только если собственником будущего завода останется «дочка» «Газпрома» (пока этот факт не озвучивался). В этом случае потребители СПГ смогут рассчитывать на более выгодную цену. Развитие рынка СПГ в Союзном государствеДля «Газпрома» СПГ-завод в Белоруссии станет новым рынком сбыта, но его размер не стоит преувеличивать. Мощность завода составит 3 360 т в год, что соответствует примерно 4,6 тыс. куб. м трубопроводного газа. Для сравнения: «Газпром» поставляет в Белоруссию около 14-15 млрд куб. м газа в год. А до запуска АЭС, которая вытеснила из энергобаланса часть газовых электростанций, поставлял 20 млрд куб. м. Поэтому малотоннажный СПГ-завод – это отдельный проект, который строится не для того, чтобы якобы восстановить объемы поставок «Газпрома» в Белоруссию. Постепенно рынок СПГ как газомоторного топлива в Белоруссии может расти, в том числе за счет перевода на газ сельхозтехники, что понизит затраты аграриев и повысит их конкурентоспособность. Для Минска будет выгоден и эффект высвобождения дизельного топлива, которое производится на собственных НПЗ. Эти объемы можно будет в перспективе направить на экспорт. «Газпрому», в свою очередь, важно продемонстрировать, что он выходит на серийную реализацию малотоннажных СПГ-проектов. Причем, он выходит и на рынок других стран. Важно отметить, что малотоннажные предприятия строятся на базе российских технологий и отечественного оборудования, в то время как в сегменте крупнотоннажного СПГ у России есть проблемы. С 2022 г. Евросоюз запретил поставлять в нашу страну технологии и оборудование для строительства СПГ-заводов. Пока этот вопрос решить не удалось, в отличие от малотоннажного сегмента, где импортозамещение прошло успешно еще до 2022 г. В 2023 г потребление СПГ в качестве газомоторного топлива в России составило примерно 167 тыс. т, из которых 94 тыс. т поставлено с малотоннажных СПГ-заводов, а 73 тыс. т – со среднетоннажных заводов («Криогаз-Высоцк» и «Портовая СПГ»). Потребление СПГ для автономной газификации превысило 19,5 тыс. т. Таким образом, это небольшой, но важный сегмент рынка, который не имеет зависимости от импорта агрегатов. Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ Опубликовано: Евразия.Эксперт, 03.10.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|