Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджет не наполняется: СПГ-проекты назвали невыгодными для России

Бюджет не наполняется: СПГ-проекты назвали невыгодными для России

На азиатские рынки СПГ поставляется в основном с Сахалина – большинство газа уходит в Японию и Южную Корею, а остальное скупает Китай, отметил в эфире НСН Игорь Юшков.

СПГ-проекты приносят России гораздо меньше выручки, чем экспорт нефти или трубопроводного газа – проект «Ямал СПГ» и «Сахалин-2» работают на особых налоговых системах, заявил эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков в разговоре с НСН.

Ранее «Коммерсант» сообщил, что российские СПГ-заводы за девять месяцев отгрузили на экспорт 24,36 млн тонн, что почти на 5% выше, чем годом ранее. В сентябре динамика была более слабой: отгрузки выросли на 1,8% год к году, до 2,69 млн тонн. Аналитики считают это сезонным явлением и ожидают, что в ближайшие месяцы экспорт в Европу восстановится. Юшков отметил, что экспорт СПГ для российского бюджета не в приоритете.

«Сахалинскому заводу выгоднее отправить в Японию, Южную Корею, Китай, потому что там очень маленькое транспортное плечо. До них буквально в течение дня танкеры доходят. Для "Ямала СПГ" поставлять выгоднее в Европу. Но важно отметить, что для России как государства "Ямал СПГ" сегодня, например, большого значения не имеет. Ему дали налоговые льготы на 12 лет существования, еще лет шесть он не будет платить налогов. У него все налоги либо обнулены, либо снижены. Проект очень сложный, очень дорогой. И если бы налоговых послаблений не было, вообще ничего не построилось бы. Поэтому сейчас от него бюджету фактически ничего не достается. У завода на Сахалине тоже особая налоговая система и государству достается не как в обычном проекте. Поэтому для бюджета СПГ-проекты не столь важны, как экспорт нефти или трубопроводного газа. Бюджету они меньше приносят, чем традиционный экспорт», - сказал Юшков.

Он также объяснил, почему СПГ выгоднее поставлять в Европу с Ямала.

«С Ямала преимущественно газ идет в Европу, и так всегда было с момента его запуска. Когда цены на газ примерно одинаковые в Азии и в Европе, то выгоднее поставлять в Европу, потому что короткое транспортное плечо, быстрее можно довезти до Европы и там разгрузиться. К тому же, "Ямал СПГ" работает с превышением проектной мощности. У него проектная мощность 17,4 миллиона тонн, а выдает он больше 20 миллионов. А газовозов арктического класса, которые могут круглогодично заходить на Ямал, в порт Сабетта, и загружаться СПГ, было построено всего 15 штук. Поэтому нужно как можно быстрее вывезти этот СПГ и вернуться за новой партией. Съездить в Европу, отгрузиться и вернуться – это быстрее, чем в Азию. Это тоже важный фактор. По итогам года произведете и продадите больше, чем если бы поставляли преимущественно в Азию, это выгоднее», - указал собеседник НСН.

По словам Юшкова, на азиатские рынки СПГ поставляется в основном с Сахалина – большинство газа уходит в Японию и Южную Корею, а остальное скупает Китай.

«Сахалин – это в основном азиатские рынки. У них есть долгосрочный контракт с Японией и Южной Кореей. И преимущественно все объемы загружаются туда. Все, что осталось, почти полностью забирают в Китай. То есть, там три крупных покупки. Япония и Южная Корея – потому что там и акционеры, и долгосрочные контракты с ними... Все остальное скупает Китай», - добавил он.

Ранее Управление энергетической информации (EIA) Минэнерго США сообщило, что по итогам 2023 года поставщики из США стали ключевыми экспортерами сжиженного природного газа на европейский энергетический рынок. Отмечается, что Катар и Россия остались вторым и третьим по величине поставщиками СПГ в Европу в 2023 году, передает «Радиоточка НСН».

Автор: Николай Грутов

Источник: НСН, 09.10.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики