Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ выводят на биржу

Газ выводят на биржу

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Минэнерго подготовили проект совместного приказа «Об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже природного газа». В соответствии с этим документом минимальные объемы биржевых продаж природного газа для собственника Единой системы газоснабжения (читай — «Газпрома») и подконтрольных ему компаний должны составлять не менее 10% от общего объема поставок на внутренний рынок, а для независимых производителей, занимающих доминирующее положение на рынке, — не менее 2%. Фактически новые правила биржевой торговли газом закроют перед газовым гигантом возможность продавать топливо на организованных торгах своим дочерним компаниям, которые ранее реализовывали его потребителям в регионах и успешно конкурировали с независимыми производителями газа.

Как пояснили «Эксперту» в ФАС, положения проекта приказа соответствуют Национальному плану развития конкуренции, в котором уже зафиксирована цель по реализации на биржевых торгах не менее 10% от общего объема поставок газа на внутренний рынок.

«Потребители природного газа, приобретая его на бирже, получают ряд преимуществ, главное из которых — возможность планировать закупки с использованием прозрачного механизма формирования цен», — считают в ФАС. По мнению ведомства, приказ позволит использовать биржевые котировки в качестве отечественных индикаторов рыночных цен на газ, а также будет препятствовать установлению монопольно высокой цены товара.

Проблема в том, что в отличие от таких биржевых площадок, как Henry Hub в США или Title Transfer Facility (TTF) в Нидерландах, где количество продавцов и покупателей составляет многие десятки и даже сотни компаний, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) их фактически считанные единицы. На СПбМТСБ продают газ трейдинговые структуры «Газпрома» и «Роснефти» и еще нескольких производителей газа. И этому есть свое объяснение: основные потребители газа в России — энергетические и промышленные предприятия — предпочитают покупать его преимущественно по долгосрочным контрактам, это позволяет эффективнее прогнозировать свои издержки и управлять себестоимостью продукции.

По данным ФАС, в 2023 г. общий объем реализации газа в рамках биржевых торгов составил около 9,6 млрд кубометров. Это всего около 2% от общего объема реализации газа на внутреннем рынке в 2023 г. А для того, чтобы выполнить цели Национального плана развития конкуренции, объем торгов предстоит увеличить как минимум в 2,5–3 раза. Или примерно до 30 млрд кубометров, если ориентироваться на нынешние объемы добычи.

«Ещё несколько лет назад „Газпром“ продавал на бирже порядка 25 млрд кубометров природного газа в год», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Но парадокс заключается в том, что значительные объемы этого газа приобретали у «Газпрома» его же дочерние компании, которые впоследствии перепродавали этот газ по тарифам выше тех, что были установлены для этой компании ФАС, объясняет Юшков. Более того, газпромовский газ на бирже покупали и компании, аффилированные с так называемыми независимыми производителями природного газа, которые не могли или не хотели исполнять поставочные контракты за счет собственной добычи.

Здесь очень важно отметить, что в отличие от независимых производителей природного газа, «Газпром» не может устанавливать скидки на продажу природного газа на внутреннем рынке — он должен продавать газ по тарифу, который определяет ФАС. В результате газовый гигант постепенно терял позиции на внутреннем рынке в целом ряде регионов.

В случае принятия совместного приказа ФАС и Минэнерго «Газпром», очевидно, не сможет продавать свой газ на бирже аффилированным структурам. Но это в свою очередь снизит ликвидность на СПбМТСБ, так как новых крупных покупателей природного газа там пока так и не появилось.

Пресс-служба «Газпрома» на запросы «Эксперта» не ответила.

Автор: Алексей Хазбиев

Источник: Эксперт, 10.10.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики