Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: «Третий энергетический пакет» будет даже полезен для России, если его положения будут исполняться честно

К. Симонов: «Третий энергетический пакет» будет даже полезен для России, если его положения будут исполняться честно

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов начал свое выступление на «круглом столе», организованном ИМЭМО РАН и посвященном значению для России введения «третьего энергетического пакета» ЕС, с заявления, что его позиция по данному вопросу отличается от высказанного неприятия «пакета» как премьером Владимиром Путиным, так и министром энергетики Сергеем Шматко, сообщает корреспондент Oilru.com.

Константин Симонов отметил, что «третий энергетический пакет» может даже оказаться выгодным для России, если будет «реализовываться честно». Ведь принцип либерализации рынка должен по определению означать также и непосредственный выход производителя сырья на потребителя.

Вместе с тем г-н Симонов отметил и сложности, связанные с введением пресловутого «пакета». В частности, до сих пор существовавшая схема, предлагавшая проникновение «Газпрома» в европейский downstream в обмен на доли в российских добывающих активах для западных компаний, теперь обрастает многими неясностями.

В «энергетических пакетах» Евросоюза много неясностей и противоречий, а также нестыковок с реальностью, отметил докладчик. Так, предыдущий «второй энергетический пакет», принятый в 2004 году, предусматривал возможность для конечного потребителя выбирать поставщика энергоресурса. Однако этот пакет так и не был инкорпорирован ни в одно национальное законодательство.

Характерно, что «третий энергетический пакет» был принят после того, как в ЕС вступили страны бывшего СЭВ и экс-республики СССР, которые завязаны на российский газ. Положения третьего пакета также достаточно противоречивы.

С одной стороны, они ограничивают перспективные инвестиции в развитие газовой инфраструктуры в нынешней ситуации, когда существует дефицит, а не избыток такой инфраструктуры, как это было раньше.

С другой стороны, — «пакетом» гарантируется защита уже сделанных инвестиций, а также предусмотрено освобождение от его ограничивающих мер, на которые вполне имеют право и российские проекты, в частности «Южный поток». Кроме того, г-н Симонов считает, что либерализованый рынок хорош только тогда, когда на входе в него существует избыток газа, однако же если такового недостаток, то на либеральном рынке может начаться ужас.

Константин Симонов в безаппеляционной манере отметил, что «третий пакет» и предусмотренные им ограничения столь необходимого Европе газа не добавят. Уже по существующим прогнозам Старому Свету в 2020 году потребуется до 600 млрд кубометров «голубого топлива», а европейская добыча составит не более 100–120 млрд кубометров. Вряд ли положение спасет СПГ, рассуждает эксперт. Производители сжиженного газа запланировали его перспективный объем в 85 млрд кубических метров, из которых большая часть будет направлена в Азиатско-Тихокеанский регион, а на долю Европы придется не более 20–25 млрд кубометров. А возможные объемы СПГ на основе пресловутого сланцевого газа могут оказаться более дорогими по себестоимости, чем российский газ.

Источник: Нефть России, 11.10.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики