Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Интрига по транзиту сохраняется

Интрига по транзиту сохраняется

У западных стран не так много мер воздействия против нарушений потолка цен на российскую нефть, при этом остается интрига по поводу того, сохранится ли транзит российского газа в Европу через Украину. Об этом журналисту «Актуальных комментариев» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Министры финансов G7 пообещали ввести меры против нарушений потолка цен на российскую нефть. Какие экономические, юридические, политические последствия будут у этого решения? Каких действий стоит ожидать и может ли это сказаться на рынке энергоресурсов в ближайшей перспективе?

— Главный вопрос, действительно ли им это нужно и будут ли они это делать? Почему возникли сами санкции потолка цены? Потому что Соединенные Штаты поменяли свою стратегию в отношении санкций вообще против России. На первом этапе, еще весной 2022 года, они стремились сделать так, чтобы Россия вообще не зарабатывала на нефти. Они ввели запрет на импорт к себе российской нефти, и европейцев к этому подталкивали на первых порах, то есть пытались сделать так, чтобы Россия вообще лишилась доходов, и экономика обрушилась.
Но очень быстро стало понятно, что эффект совсем другой, чем ожидается: если Россия затрудняется экспортировать нефть, тогда на мировом рынке начинается дефицит, цены взлетают, а Россия за счет оставшихся объемов экспорта все равно зарабатывает столько же, сколько раньше, а страны, которые вводят санкции, начинают получать ущерб, потому что они — страны-импортеры. И Соединенные Штаты, и Евросоюз — это страны-покупатели нефти, и получается, что у них из-за дорогого топлива раскручивается инфляция, они поднимают ставку, и снижается экономика.
Как раз в ответ на это они и придумали потолок цены, что, мол, пусть Россия сколько угодно экспортирует нефти, но при этом ей надо как-то ограничить возможность заработка, и поэтому сказали, что любой может покупать российскую нефть, причем по любой цене, но при ее перевозке морским транспортом можно оказывать эти услуги и страховать такую перевозку, только если нефть стоит $60 и ниже.
Вопрос заключается в том, что если они ведут какие-то жесткие санкции за нарушения потолка цены, то может оказаться, что Россия не найдет, например, танкеров в «теневом» флоте, если кто-то испугается и будет меньше экспортировать. Тогда поднимутся цены, а Россия в итоге заработает столько же, сколько и до этих ужесточения санкций, а страны Запада как раз будут платить за любую нефть больше, не только российскую, потому что в этом случае любая нефть подорожает.
Плюс к этому, в «теневой флот» перешли те танкеры, у собственников которых нет ни счетов в американских банках, ни недвижимости. Они не живут ни в Соединенных Штатах, ни в Евросоюзе, у них нет расчетов в долларах за услуги от «теневого флота». Они вне западной юрисдикции. Арестовывать эти танкеры и прямо захватывать их? Тут я думаю, что даже Соединенные Штаты не решатся на это. Представим, что танкер с российской нефтью из Приморска идет через Балтийский пролив. Его там что, захватят? Россия тогда, наверное, будет охранять эти суда военными кораблями, и тут уже до прямого столкновения недалеко.
Поэтому я думаю, что мер воздействия на «теневой флот» у Соединенных Штатов, на самом деле, не так много.
Сейчас, кстати, тоже есть санкции за нарушение правил перевозки и потолка цены — это запрет на два месяца тому танкеру, который их нарушил, работать на рынке перевозки обычной нефти, не подсанкционной, но, опять же, этот «теневой флот», он весь не под западной юрисдикцией, он не перевозит никакую другую нефть, ни американскую, ни саудовскую, а перевозит только российскую, иранскую и венесуэльскую, поэтому ему особо и не страшно попасть под санкции.

— Контракт на транзит газа из России в Европу через Украину заканчивается в конце этого года, но украинский оператор не провел аукцион в срок. Каковы прогнозы по продолжению транзита газа и схемам этого транзита на основе замечаний Путина, которые он дал 25 октября, заявив, что Россия не отказывается от поставок газа в Европу и что есть несколько маршрутов, помимо транзита через Украину?

— Эти аукционы Украина должна проводить регулярно на разные периоды. В 2019 году они полностью имплементировали европейское законодательство к себе, то есть скопировали нормы регулирования транзита и газовый отрасли. В этих аукционах участвуют компании, которые хотят прокачать газ через территорию Украины. Сама Украина должна проводить полугодичные аукционы, то есть за полгода, потом за месяц, и даже на сутки вперед есть аукционы.
О чем говорит Владимир Путин: если Украина не провела аукцион за полгода, то это указывает на то, что она и другие аукционы проводить не будет, что она уже нарушает собственное законодательство, связанное с регулированием газового рынка. Вот об этом идет речь, что она должна была это сделать. Но дальше он уточнил, что, в общем-то, все можно исправить, все можно изменить при желании. И речь идет о том, что она может провести другие аукционы — на месяц вперед, на сутки вперед тоже может провести.
Поэтому я думаю, что это не окончательное решение, что транзита не будет. Я думаю, что это просто повышение ставок, и украинцы говорят, что транзита не будет, не для того, чтобы его остановить реально, а для того, чтобы шантажировать европейцев, чтобы европейцы пришли и просили Украину оставить этот транзит, а Украина при этом диалоге, естественно, будет выторговывать себе какие-то дополнительные бонусы в виде финансирования и военной помощи.
Пока интрига сохраняется по вопросу, будет транзит или нет, потому что все-таки эти аукционы можно провести в любой момент.
Почему Украина не проводит эти аукционы? Она хочет, чтобы в них участвовали европейские компании, а она до сих пор не может заставить европейские компании подписать допсоглашение с «Газпромом», в котором изменили бы точку сдачи приемки газа. По одному из контрактов поставок нефти это удалось сделать: у «Лукойла» с MOL был контракт на поставку нефти в Венгрию, но точка сдачи приемки была в самой Венгрии, и получается, что через территорию Украины проходила нефть, которая принадлежит «Лукойлу». Вот они в итоге в виде санкций против «Лукойла» заставили MOL и «Лукойл» подписать допсоглашение, по которому точка сдачи приемки переносилась на украинско-белорусскую границу.
С газом то же самое. Они хотят сделать так, чтобы европейские компании подписали допсоглашения и перенесли точку сдачи приемки из Европы на российско-украинскую границу. И тогда получается, что в этих аукционах будут участвовать уже европейские компании, и украинцы замкнут на себя все общение с европейцами. Но европейские компании тоже не дураки. Они не хотят связываться с Украиной, так как прекрасно понимают, что Украина будет из них веревки вить и требовать всякие дополнительные бонусы, поэтому они не подписывают эти допсоглашения с «Газпромом».
Поэтому я думаю, что пока интрига сохраняется.

Источник: Актуальные комментарии, 28.10.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики