Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что будет с ценами на бензин в ноябре: неутешительные прогнозы экспертов

Что будет с ценами на бензин в ноябре: неутешительные прогнозы экспертов

Эксперт Юшков рассказал, как сильно подорожает топливо на АЗС в ноябреВ октябре 2024 года цены на бензин и дизель на российских АЗС продолжили расти, но темпы увеличения стоимости оказались относительно низкими. Autonews.ru выяснил у экспертов, чего ждать от цен на горючее в ноябре

Согласно отчету Росстата, в период с 15 по 21 октября 2024 года потребительские цены на автомобильные бензины и дизель увеличились в 71 субъекте страны. Лишь в Тыве и на Алтае горючее подешевело на 0,1%. Самое значительное подорожание зафиксировано в Коми — плюс 1,3%.
Опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что рост цен на заправках сохранится и в ноябре — для удешевления бензина и дизеля нет предпосылок. Однако масштабы подорожания остаются интригой.

Актуальные цены на бензин

В ходе мониторинга более чем 1700 АЗС, расположенных в 279 городах, выяснилось, что за период с 15 по 21 октября бензин в среднем стал дороже на 10 коп. — он продавался по 58,97 руб. за литр. Бензин марки АИ-92 поднялся в цене на 6 коп. — до 53,67 руб. за литр, АИ-95 — на 7 коп., до 58,95 руб. за литр, а АИ-98 — сразу на 39 коп., до 79,98 руб. за литр. Дизель стал стоить больше на 12 коп. и достиг уровня 67,21 руб. за литр. В столицах уровень инфляции по бензину и дизелю составил 0,1%.
Особенно ощутимым стал рост стоимости литра АИ-98. По состоянию на 24 октября цена на него в Пермском крае превысила отметку в 80 руб., в Тверской обл. — 81 руб., в Костромской — 82 руб., в Смоленской — 83 руб., а в Рязанской — 85 руб.

По сравнению с показателями декабря 2023 года бензин марки АИ-92 стал дороже на 6,8%, АИ-95 — на 7,3%, АИ-98 — на 16,5%, а дизель — на 3,8%. При этом общая инфляция с начала года уже достигла показателя 6,27%. Темпы подорожания горючего за последнюю неделю вновь оказались ниже роста потребительских цен (они прибавили 0,2%).

Прогноз цен на бензин на ноябрь

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве России, аналитик ФГ «Финам» Игорь Юшков пояснил Autonews.ru, что бензин и дизель в ноябре продолжат дорожать, однако многое будет зависеть от целевого показателя правительства.

«У нас не бывает снижения цен. Это случается крайне редко и в крайне незначительных пропорциях. Может, на недельку откатиться на несколько копеек. Но в целом цена постоянно растет», — напомнил специалист, добавив, что главная причина подорожания кроется в самой системе ценообразования на розничном рынке.

«Большая часть цены — около 80% — это всевозможные налоги, сборы, акцизы, то, что уходит в бюджет. Стоимость самой нефти и маржа компании там занимает небольшую часть», — пояснил в беседе с Autonews.ru эксперт.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин также указал на то, что стоимость горючего на российских АЗС не зависит от стоимости нефти: «Цены на нефть в мире находятся на очень низких уровнях. И российские цены сейчас должны бы находиться на очень низких уровнях, но сотый бензин стоит 84 руб. нынче, а 95-й бензин стоит в разных регионах от 58 до 62 руб. И это, конечно, запредельные цифры».

По мнению эксперта, в ситуацию пора вмешаться антимонопольщикам: «Я подозреваю, что здесь уже необходимо антимонопольщикам смотреть, с чего вдруг у нас такой резкий рост возник на фоне падающей нефти и стабильного налогообложения».

АИ-98 — в своей лиге

Более высоким темпам подорожания бензина марки АИ-98 нашлось объяснение. При росте цен на бирже более чем на 20% на бензины АИ-92 и АИ-95, а также на дизель нефтяные компании не получают из бюджета выплаты в рамках так называемого демпфирующего механизма, из-за чего они сдерживают биржевые цены. По 98-му бензину таких ограничений нет.

По словам Юшкова, на сколько бы ни подорожал такой бензин, его цена не влияет на то, получат ли нефтяники средства из бюджета.

«Динамика 98-го бензина не такая, как у других бензинов. Он более вольно и смело растет. Государство обращает на это меньше внимания, потому что большая часть автомобилистов, особенно социально незащищенных, использует 92-й и 95-й бензин. Социальная напряженность от подорожания 98-го бензина гораздо меньше, чем при подорожании 92-го и 95-го», — уточнил собеседник.

Будет ли зимний дизель

По мнению Юшкова, опасаться возможности дефицита зимнего дизеля в предстоящем ноябре россиянам не стоит. Но в отдельно взятых регионах и населенных пунктах страны исключать проблем нельзя.

«У нас производится много дизеля. Дефициты периодически возникают не из-за того, что мы его произвести не можем в достаточных объемах, а из-за того, что в отдельные районы в регионах не успевают доставить нужный объем: какой-то катаклизм, переполнена железная дорога и так далее. Это не проблема всей страны, это проблема отдельно взятого района, региона, местности. В целом дефицита дизеля у нас в стране нет ни по зимнему, ни по летнему», — конкретизировал специалист.

По словам собеседника, сейчас уже происходит переход на зимний дизель в основных регионах: октябрь—ноябрь — это переход на зимний дизель. Этот вид топлива, как правило, чуть дороже, и этот фактор еще сыграет свою роль.

Главная интрига

В ноябре на стоимость топлива наибольшее влияние будет оказывать соотношение показателя общей инфляции с суммарным подорожанием бензина за текущий год. В этом, по мнению Юшкова, и заключается основная интрига.

«В какие-то отдельные месяцы рост стоимости топлива опережал инфляцию, где-то наоборот. Поэтому сейчас мы прямо на грани идем. Правительство будет предпринимать особые усилия, чтобы уложиться в тот неформальный целевой показатель своей работы, который перед ним поставил президент давно — году в 2015–2016-м. Он неформальный, но он есть», — конкретизировал эксперт.

Финансист предположил, что общий уровень инфляции по итогам года застынет на уровне в 8–8,5%, хотя изначально предполагалось, что он составит от 9 до 9,5%. «Если 9%, то мы укладываемся в уровень инфляции», — заключил Юшков. «Я думаю, что в ноябре—декабре правительство будет прилагать особые усилия, чтобы в оставшиеся два месяца цены в рознице не росли, чтобы уложиться в уровень инфляции. Я бы сделал ставку на то, чтобы какого-то существенного роста цен, особенно по дизелю, не было», — добавил он.

Новый катализатор для роста

Эксперты напомнили, что в перспективе автомоторное топливо в России начнет дорожать ускоренными темпами в связи с недавно принятыми Госдумой в третьем чтении поправками в Налоговый кодекс.

Пакет поправок был окончательно одобрен 22 октября 2024 года. В соответствии с документом акциз на бензин 5-го класса с 2025 году будет повышен на 14% (с 15 048 до 17 088 руб. за тонну), а на дизельное топливо — на 16% (с 10 425 тыс. до 12 120 тыс. руб. за тонну). Увеличение акцизов приведет к росту издержек нефтяников. В связи с этим может потребоваться дополнительное повышение биржевых нормативов для производителей бензина и дизеля. В противном случае, по мнению Сергея Терешкина, основателя и главы маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market, топливный рынок может столкнуться с новым витком роста цен в начале следующего года.

«И еще важная вещь: повышение акциза на 14–16% — оно еще не произошло. Это будет еще одно повышение акциза, которое приведет к росту цен на топливо приблизительно на 5%», — предположил Шапарин.

Напомним, что суммарно бензин в России за последние десять лет вырос в цене практически вдвое: в 2014 году литр горючего можно было приобрести в среднем за 32 руб.

Автор: Александр Воронцов

Источник: Autonews, 28.10.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики