Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России резко вырастут тарифы на электроэнергию

В России резко вырастут тарифы на электроэнергию

Это следует из новой схемы, прошедшей слушания

В октябре опубликован проект генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года: именно он предусматривает строительство в Челябинской области первой АЭС. Обсуждение шло на сайте системного оператора единой энергетической системы. Проект содержит подробную информацию о запуске новых и модернизации старых электростанций разных типов, а еще дает представление о том, какие тарифы нужны, чтобы окупить «реновацию» энергосистемы России. И главный вывод: запланированный рост тарифов в ближайшие годы недостаточен, поэтому нужно резкое увеличение ставок выше уровня инфляции. Подробнее — в нашем разборе.

Энергосистема России стареет

Суммарная мощность генерации энергии в России — 253,5 миллиона кВт. При этом на электростанции советского периода приходится 65% этой величины. Около трети энергоблоков уже выработало ресурс (89 миллионов кВт), а к 2030 году к ним добавится еще 25 миллионов.

Кроме того, прогнозируется рост энергопотребления России, для чего в период с 2025 по 2042 год нужно нарастить максимум потребляемой мощности со 117 миллионов кВт до 208 миллионов кВт (+78%), а общее энергопотребление — с 1137 миллиардов кВт⋅ч до 1450 миллиардов кВт⋅ч (+27,5%).

Что и где построят

Проект предусматривает модернизацию уже существующих станций и строительство новых, что в будущем изменит баланс между разными типами генерации.

  • Атомные станции. В общей сложности планируется построить 15 АЭС, включая станции малой мощности, предназначенные в основном для удаленных районов, не связанных с основной энергосетью России. Новые АЭС планируется запустить в Мурманской, Курской, Смоленской, Ростовской, Свердловской, Челябинской, Иркутской, Томской (2 штуки, включая опытный энергоблок) областях, Хабаровском, Приморском, Красноярском краях, Якутии и на Чукотке (2 штуки). У восьми существующих АЭС планируется поднять мощность;

  • гидроэлектростанции. Запланировано строительство семи новых ГЭС в Кемеровской области, в Бурятии (2 штуки), Иркутской и Амурской областях, в Приморском и Хабаровском краях, в Якутии. Также введут в строй 5 гидроаккумуляторных станций, которые нужны для балансировки суточного потребления энергии: они появятся в Ленинградской и Московской областях, Краснодарском крае, Севастополе и Приморском крае;

  • теплоэлектростанции. Количество новых ТЭС — 16, причем три из них будут работать на угле, еще одна — на черном щелоке. Все станции на твердом топливе располагаются в Сибири. Новые ТЭС на природном газе появятся в Липецкой, Московской (2 штуки) областях, Краснодарском крае, Адыгее, Приморском и Хабаровском краях, Якутии (4 штуки), Сахалинской области.

Подробностей о новых ветряных и солнечных станциях проект не содержит, но в целом схема предполагает увеличение доли такой энергии.

Ставка на атом?

Доля разных типов энергии к 2042 году должна измениться, и в большей степени это касается атомных станций: их процент в общей выработке возрастет с 18,9 до 24%. Ветряные и солнечные станции также в плюсе: их долю планируется нарастить с ничтожных 0,8 до 3,3%, что в любом случае значительно хуже доли зеленой энергетики в наиболее успешных странах. Доля тепловой генерации энергии должна упасть с 62,7 до 57,4%, а доля ГЭС — с 17,6 до 15,3%.

В целом доля электростанций, не связанных со сжиганием топлива, должна возрасти — примерно на 5 процентных пунктов.

Для сравнения: в первом полугодии 2024-го в Европе ветряные и солнечные электростанции обеспечили 30% выработки, еще 20% — гидроэлектростанции, тогда как доля станций на ископаемом топливе составила 27%, доля АЭС — 24%.

Научный сотрудник Финансового университета, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что приоритет атомной энергии в России объясняется прогрессивностью страны в этой области.

— Это одна из сфер экономики, а также науки и техники, где Россия имеет очевидное преимущество и высокий уровень конкурентоспособности по отношению к другим странам, — говорит он. — Так что логично, что Россия развивает АЭС, как крупные, так и малые, которые могут использоваться в удаленной местности. Чем больше мы производим атомной продукции, оборудования для атомных станций, тем больше у нас появляется возможностей экономить на масштабах производства, больше загружены предприятия, институты и так далее.

В атомной энергетике делается задел на то, чтобы и в будущем удерживать лидерские позиции. - Станислав Митрахович, научный сотрудник Финансового университета, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Что касается возобновляемых источников энергии, их перспективы Станислав Митрахович оценивает как ограниченные:

— Для России с ее особенностями такая генерация не может быть приоритетом, — убежден он. — У нас есть отдельные регионы, где возобновляемые источники энергии могут развиваться. Они там развиваются: у нас есть геотермальные источники на Камчатке, у нас есть удаленные населенные пункты и базы на Севере, где вместо дорогого дизеля используют ветряные станции или совмещенные с дизелем. А есть регионы, где холодно, солнца мало, есть большие города типа Санкт-Петербурга — как вы его отапливать будете, с помощью солнечной генерации, что ли? Так что в разных ситуациях разные источники нужны, и для России, где много дешевого газа, удобнее использовать газовые станции, которые еще и не зависят от погоды. В других регионах можно развивать и возобновляемую энергетику, плюс атом, это всё будет сочетаться в определенной пропорции.

Сколько стоит реконструкция энергосистемы России

В общей сложности до 2042 года планируется потратить 42,5 триллиона рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом России. Сумма учитывает развитие как электростанций, так и сетей.

В проекте схемы приводится расчет среднеотпускной цены на электричество, которая должна покрывать как эксплуатационные расходы станций, так и необходимые инвестиции для их модернизации и строительства. Как следует из таблицы № 85 обосновывающих материалов, для реализации схемы требуется более резкий рост цен на энергию, чем заложено сейчас. Так, с 2025 по 2032 год стоимость кВт⋅ч должна вырасти с 6,13 до 11,63 рубля (+90%). Это соответствует ежегодному увеличению стоимости в среднем на 9,6%, что значительно выше заложенной в проект инфляции: она берется на уровне 4%.

Станислав Митрахович считает, что рост тарифов выше уровня инфляции возможен, если будет принято регуляторное решение. Чем оно может быть мотивировано?

— Чтобы обеспечить доступность электроэнергии, модернизировать сети, модернизировать всё остальное оборудование, необходимое для функционирования электроэнергетических систем, нужны деньги, — говорит он. — И чтобы эти деньги аккумулировать, возможно, придется согласиться на рост стоимости электричества выше уровня инфляции. Я думаю, это вполне вероятное развитие событий, не очень приятное для потребителей, но имеющее свои плюсы.

Он считает, что без инвестиций в энергосистемы мы можем получить условно дешевое электричество, которого просто не будет хватать на всех:

— И будет как в южных регионах, где 2,5 миллиона человек из числа подключенных потребителей оказываются без энергоснабжения.

А на другой чаше весов у нас большая оплата, но зато стабильное энергоснабжение: я думаю, выберут второй вариант. - Станислав Митрахович, научный сотрудник Финансового университета, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Капитальные вложения в энергосистему оцениваются в 32 триллиона рублей, из которых около половины (15,4 триллиона) зарезервировано на тепловые электростанции, треть (11 триллионов) — на атомные станции. При этом сейчас соотношение мощностей АЭС и тепловых станций — 1:6, то есть проект предусматривает изрядную финансовую форсировку атомного сектора.

В Челябинской области резонанс вызвали планы строительства Южноуральской АЭС, при этом некоторые эксперты считают эти планы весьма отдаленными и почти нереалистичными.

Возобновление строительства Южноуральской АЭС обсуждается уже много лет: например, в 2013 году ее обещали запустить к 2030-му. К идее вернулись в прошлом году, когда глава Росатома Алексей Лихачев заявил о подобной инициативе Владимиру Путину. Многие челябинцы воспринимают такую идею в штыки.

Автор: Артём Краснов

Источник: 74.ru, 31.10.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики