Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За европейскую энергию надо платить: что изменится для Балтии без БРЭЛЛ

За европейскую энергию надо платить: что изменится для Балтии без БРЭЛЛ

Балтийские страны соглашаются на менее надежную и более дорогую энергетику, только чтобы показать политику разрыва отношений с Россией и Беларусью

С приближением 2025 года Россия и Европа готовятся к дальнейшей деградации отношений в энергетике. На слуху прежде всего газовая тема. Сюда входит транзит российского газа через территорию Украины, так как существующий контракт закончится 1 января 2025 года. Кроме того, по данным СМИ, в 15 пакет антироссийских санкций Евросоюза может войти запрет на импорт сжиженного природного газа из России, пишет колумнист Игорь Юшков на сайте Sputnik Литва.
 
В тени остается вопрос окончательного разрыва России и Европы в электроэнергетике. Однако уже в начале следующего года прекратит свое существование проект БРЭЛЛ — одно из важнейших звеньев в этой сфере.

Как появилось БРЭЛЛ и в чем подвох европейских соединений

Энергетическое кольцо БРЭЛЛ было создано в советское время для повышения надежности энергоснабжения. Беларусь, Россия, Эстония, Латвия и Литва до настоящего времени имеют возможность не только торговать электроэнергией по двухсторонним контрактам, но и получать услуги по балансировке энергосистем. Уже много лет прибалтийские государства заявляют о своем желании выйти из БРЭЛЛ, то есть отключиться от системы перетоков электроэнергии из России и Беларуси. 
 
В июле балтийские операторы систем передачи электроэнергии Litgrid (Литва), AST (Латвия) и Elering (Эстония) уведомили Россию и Беларусь о непродлении совместного соглашения о параллельной работе энергосистем (кольцо БРЭЛЛ), подписанного в 2001 году. Совместная работа в рамках БРЭЛЛ завершится 7 февраля 2025 года. А через день после этого, 8 февраля, прибалтийские страны будут существовать в пределах изолированных систем, а с 9 февраля 2025 года они должны начать действовать синхронно с континентальными европейскими сетями.

Планы выхода из БРЭЛЛ прорабатываются прибалтийскими странами уже много лет, и неоднократно фактический выход переносился. Проблема в том, что само движение на разрыв БРЭЛЛ — политическое решение.
 
Литва, Латвия и Эстония считают, что европейская интеграция для них предусматривает обязательный дальнейший разрыв любых отношений с постсоветским пространством в лице России и Беларуси. Это хорошо видно на примере закрытия в Литве Игналинской АЭС как условия вступления страны в Евросоюз. В результате республика из экспортера электроэнергии стала импортером.
 
Прибалтийские государства готовились к выходу из БРЭЛЛ и присоединению к энергосистемам европейских стран.
 
Эстония построила два энергомоста из Финляндии и сети для снабжения собственных потребителей в глубине страны от этих энергомостов.
 
Литва построила энергомосты в Швецию и Польшу, а также подготовилась к синхронизации своей энергосистемы с Польшей.
 
Латвия перестраивала сети, рассчитывая получать электроэнергию от Литвы и Эстонии.
 
Важно помнить, что энергомосты из Финляндии в Эстонию и из Швеции в Литву являются подводными кабелями передачи постоянного тока. По ним нельзя выстроить синхронную работу энергосистем этих стран. Поэтому Литва делает ставку на синхронизацию своей энергосистемы с Польшей.

За европейское электричество – европейские цены

Выход Литвы, Латвии и Эстонии из БРЭЛЛ приведет к снижению надежности работы их энергосистем. Сейчас они могут получать постоянные перетоки, а в 2025 году эта возможность исчезнет. Балтийские страны могут получать электроэнергию по БРЭЛЛ для погашения пиков потребления электроэнергии.
 
Например, в утренний пик, когда происходит резкий рост потребления, по БРЭЛЛ к ним поступала электроэнергия, так как свои электростанции не могли оперативно выработать достаточное ее количество. А ночью страна возвращала другим участникам кольца полученную ранее электроэнергию.
 
Балтия, отказываясь от белорусской и российской электроэнергии, не предприняла эффективных попыток заместить ее собственной генерацией. Эстония за десять лет, с 2013 по 2023 год, ежегодно в среднем сокращала выработку электроэнергии на 6,2 процента, а в 2023 году этот показатель обрушился на 21,6 процента. Лучше показатель у Латвии (0,1 процента сокращения ежегодно за последние десять лет) и Литвы (показала рост в среднем на 1,3 процента ежегодно за последние десять лет).
 
Положительная динамика в случае Литвы омрачается тем, что страна имеет самый большой дефицит среди всей прибалтийской тройки. По данным литовского сетевого оператора Litgrid, производство электроэнергии в стране в 2023 году составило 5,7 тераватт-часа, а потребление — 11,1 тераватт-часа.

Общий негативный эффект отключения Прибалтики от БРЭЛЛ очевиден: надежность работы энергосистем этих стран снизится. Чем больше подключений к различным энергосетям соседей, тем выше надежность своей. Однако есть и индивидуальные специфические проблемы, с которыми уже начали сталкиваться Литва, Латвия и Эстония. Например, Эстония постепенно увеличивает зависимость от импортной электроэнергии: в 2022 году она собственной генерацией покрывала 88 процентов своих потребностей, а год спустя — уже только 57,4 процента.
 
У Литвы и Латвии интеграция в европейскую энергосистему и синхронизация с Польшей, в частности, приведет к росту цен по сравнению с годами, когда они могли приобретать электроэнергию в России и Беларуси. Например, в этом сентябре средняя цена на электроэнергию в Польше составляла 94,99 евро за один мегаватт-час, а в Латвии — 83,69 евро, Литве — 83,28 евро за то же количество. Подобная разница существовала всегда именно за счет энергокольца БРЭЛЛ, которое позволяло Прибалтике существовать изолированно от более дорогого европейского рынка электроэнергии. Например, еще в сентябре докризисного 2019 г. цены на электроэнергию выглядели следующим образом: Польша — 55,99 евро, Латвия — 48,86 евро, Литва — 48,8 евро за мегаватт-час.
 
С 2025 года цены на электроэнергию в Прибалтике синхронизируются с европейскими точно так же, как и энергосистема в целом.
 
Таким образом, прибалтийские страны соглашаются на менее надежную и более дорогую энергетику, чтобы продемонстрировать свою политику разрыва отношений с Россией и Беларусью. На примере ситуации в экономике Евросоюза последних лет можно увидеть, что политизация энергетики приводит к негативным результатам: снижению ВВП, деиндустриализации, росту инфляции и так далее. Но изменения позиции не произойдет, так как политика в настоящее время превалирует над экономикой.
 
Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: Sputnik Латвия, 01.11.2024 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики