Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лишнее черное золото: кто и зачем предрекает профицит нефти на мировом рынке

Лишнее черное золото: кто и зачем предрекает профицит нефти на мировом рынке

Всемирный банк и Международное энергетическое агентство прогнозируют, что в нынешнем и следующем году предложение нефти превысит спрос. В то же время, как следует из расчетов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), добыча нефти будет ниже потребления. Столкнется мир с нехваткой или избытком нефти и как это скажется на ценах, разбирался Forbes

Всемирный банк в докладе «Перспективы товарно-сырьевых рынков» прогнозирует, что в будущем году мировое предложение нефти превысит спрос в среднем на 1,2 млн баррелей в сутки (б/с). В материале отмечается, что мировая добыча нефти в 2024 году составит около 103 млн б/с, то есть чуть больше среднего значения 2023 года (102,3 млн б/с), а в 2025 году вырастет еще больше, до 105 млн б/с. Всемирный банк считает, что большая часть этого увеличения придется на Бразилию, Канаду, Гайану и США, притом что добыча в странах ОПЕК+ (ОПЕК и присоединившиеся к ней нефтедобывающие страны, включая Россию) покажет лишь незначительный прирост.

Мировое потребление нефти, по расчетам Всемирного банка, и в 2024-м, и в 2005-м не вырастет более чем на 1% в год, ежегодно прибавляя примерно 1 млн б/с (абсолютных цифр потребления банк не приводит). Почти половина прогнозируемого увеличения в 2025 году придется на Индию и Китай, в то время как потребление в странах с развитой экономикой, как ожидает Всемирный банк, несколько снизится.

Международное энергетическое агентство (МЭА) приводит близкие расчеты. Его аналитики полагают, что мировое потребление нефти в нынешнем году увеличится лишь на 0,9 млн б/с, а в следующем рост будет близким к 1 млн б/с. В октябрьском отчете МЭА указывает, что в нынешнем году потребление может составить 102,8 млн б/с, а в 2025-м — 103,8 млн б/с. МЭА считает, что главным сдерживающим фактором является Китай, на который придется около 20% общемирового прироста в 2024 и 2025 годах по сравнению с почти 70% в 2023 году.

По оценкам МЭА, в нынешнем году добыча увеличится на 0,66 млн б/с, до 102,9 млн б/с, а в 2025 году рост добычи ускорится примерно до 2 млн б/с. Ожидается, что большая часть прироста придется на Соединенные Штаты, Бразилию, Гайану и Канаду, которые увеличат добычу более чем на 1 млн баррелей в сутки в течение этих двух лет, что с лихвой покроет ожидаемый рост потребления. Таким образом, можно подсчитать, что, согласно прогнозу МЭА, профицит нефти может вырасти с 0,1 млн б/с в нынешнем году до 1,1 млн б/с в следующем.

ОПЕК в октябрьском отчете оценивает мировое потребление нефти в нынешнем году несколько выше — 104,14 млн б/с. По его расчетам, потребление должно увеличиться на 1,99% по сравнению с 2023 годом, а в будущем может вырасти на 1,58%, до 105,8 млн б/с. В этом отчете ОПЕК не дает прогноза по мировому предложению нефти, указывая лишь, что, по оценкам организации, добыча в странах, не входящих в ОПЕК+, увеличится с 49,77 млн б/с в 2023 году до 50,55 млн б/с в нынешнем и до 51,59 млн б/с — в следующем году. В прогнозе по рынку нефти до 2050 года ОПЕК оценивает добычу ОПЕК+ в 2023 году в 50,21 млн б/с, в 2024 году — в 49,98 б/с и в 2025 году — в 51,22 б/с. Таким образом получается, что организация оценивает мировую добычу в 2024 году в 100,53 млн б/с, а в 2025 — в 102,81 млн б/с. Если сравнивать эти цифры с октябрьской оценкой потребления, то выйдет, что ОПЕК, в отличие от Всемирного банка и МЭА, ждет превышения спроса над предложением и в нынешнем, и в будущем году.

Почему оценки разнятся

Опрошенные Forbes аналитики полагают, что ни одну из трех оценок состояния рынка нефти не следует рассматривать как единственно верную.

Зачастую оценки спроса и предложения нефти разнятся, констатирует старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «МЭА и Всемирный банк представляют страны — импортеры нефти, заинтересованные в том, чтобы транслировать участникам нефтяного рынка видение, которое предполагает профицит предложения в мире, — говорит Блохин. — Такие настроения зачастую приводят к формированию «рынка покупателя», состояния, при котором цены на сырье устремляются вниз. ОПЕК же представляет интересы стран — экспортеров нефти, которые заинтересованы в сбыте собственной продукции, так что прогноз альянса исторически рисует обратную картину, так называемый «рынок продавца», где спрос превышает предложение».

К прогнозам Всемирного банка и МЭА в преддверии выборов в США следует относиться осторожно, поскольку эти структуры могут поддерживать иллюзию того, что нынешним властям Соединенных Штатов удалось побороть инфляцию за счет жертв, которые понесли инвесторы в результате более чем годового периода высоких ставок, полагает главный стратег инвестиционной компании «Вектор капитал» Максим Худалов (США входит в МЭА). «Дальнейшее снижение ставки ФРС требует демонстрации успехов в борьбе с инфляцией, чему наилучшим образом может способствовать прогноз снижения мировых цен на нефть», — полагает он.

«Мне кажется, на Западе разгоняется волна утверждений, что ОПЕК+ должна либо признать свою неэффективность и в итоге распасться, либо все-таки идти на более жесткие сокращения добычи, которые создают производителям нефти за пределами ОПЕК+ возможности для ее наращивания», — рассуждает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По сути же, оправдаются или не оправдаются эти прогнозы, будет зависеть от ряда обстоятельств, в первую очередь от развития ситуации со спросом, в частности в Китае, полагает он.

Прогнозы МЭА и ОПЕК разнились всегда, но с 2020 года разрыв между ними углубился, что заставляет участников рынка гадать, где же на самом деле искать баланс, говорит Никита Блохин. «Поскольку мнение аналитиков ОПЕК всегда было в той или иной степени ангажированным, а миф о независимости МЭА был развеян в период ковидных ограничений и санкционной войны, консервативный подход предполагает, что рынку стоит ориентироваться на некое среднее значение между конфликтующими позициями двух аналитических агентств, — полагает эксперт. — Если учитывать прогнозы ВБ, то баланс спроса и предложения нефти на рынке может составить от 0,5 млн б/с дефицита до всего 60 000 б/с профицита в 2025 году».

Куда двинутся цены

Декабрьские фьючерсы на нефть марки Brent торговались 1 ноября по ценам, близким к $74 за баррель.

Всемирный банк в своем докладе прогнозирует, что цена на нефть марки Brent будет колебаться около $75 за баррель до конца 2024 года, а ее средняя цена за год составит $80 за баррель, а затем снизится в среднем до $73 за баррель в 2025 году. Всемирный банк предполагает, то этот прогноз оправдается, если не произойдет продолжительной эскалации вооруженных конфликтов, глобальный экономический рост останется стабильным, а поставки нефти производителей, не входящих в ОПЕК+, будут неуклонно увеличиваться. Кроме того, прогноз предполагает, что страны ОПЕК+, сохраняющие повышенные резервные мощности, отложат отмену добровольного сокращения поставок на 2,2 млн баррелей в сутки. 

Агентство Reuters со ссылкой на анонимные источники сообщало, что такая возможность не исключена. «Низкий спрос на нефть и растущее предложение могут вынудить ОПЕК+ отложить запланированное на декабрь увеличение добычи нефти на месяц или более долгий срок», — пишет агентство.

Пока нет признаков сильного роста спроса на нефть, поэтому сложно ожидать цен значительно выше $80 за баррель в 2025 году, полагает Худалов из «Вектор капитала». Он также не ожидает сильного падения спроса. «Растет спрос в Индии, и китайский рынок, несмотря на резкий подъем производства электромобилей и автомобилей с гибридными двигателями, продолжает расти», — аргументирует он.

«Вполне вероятно, что после оглашения результатов выборов в США и принятия стимулирующих мер в отношении китайской экономики негативная риторика на сырьевых рынках сойдет на нет, что приведет к снижению давления на котировки, и они до конца года вполне могут скорректироваться вверх, — полагает Блохин из Альфа-банка. — При этом из представленных прогнозов Всемирного банка нам кажется наиболее реалистичным сценарий, при котором средняя цена на нефть в будущем году составит порядка $84 за баррель».

Дешевый баррель не страшен

Насколько проблематично для российского бюджета возможное снижение цен? В последнее время дается много разных прогнозов, в том числе о том, что стоимость нефти может упасть до $50 за баррель, отмечает Станислав Митрахович из Финансового университета. «Но какой-то катастрофы в снижении цены мировых бенчмарков, включая Brent, до $70 или ниже [для России] я не вижу даже с учетом дисконта на нефть Urals, поскольку цена будет стабильно выше, чем после окончания пандемии, когда цена в районе $50 считалась довольно высокой, — говорит эксперт. — Россия это выдержала».

Правительство России устраивает цена $60 за баррель, поскольку исходя из нее сверстан проект бюджета на 2025–2027 годы, говорит Худалов из «Вектор капитала». По его словам, Россия не заинтересована в увеличении добычи в условиях снижения цен.

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 05.11.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики