Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Индии не понравится: WSJ сообщила о планах России создать нефтяную мегакомпанию

Индии не понравится: WSJ сообщила о планах России создать нефтяную мегакомпанию

Российские власти планируют объединить три крупнейшие нефтяные компании страны, чтобы больше зарабатывать и легче обходить санкции, сообщает The Wall Street Journal. Эксперты сомневаются, что России выгодно подобное слияние. Они полагают, что СМИ сделало вброс, чтобы внести напряжения в отношения с Индией, которая после начала СВО стала вторым по потреблению российской нефти клиентом.

В Москве планируют объединить «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл» и создать мегапроизводителя. Об этом сообщает The Wall Street Journal.

«В результате компания легко станет вторым по величине производителем нефти в мире после Aramco в Саудовской Аравии, добывая почти в три раза больше, чем Exxon Mobil», — пишет издание.

The Wall Street Journal сообщает о том, что якобы по одному из сценариев «Роснефть» поглотит «Газпром нефть» и «Лукойл». В издании утверждают, что переговоры руководства компаний и правительства продолжаются несколько месяцев.

Среди причин объединения называется желание добиваться более высоких цен от клиентов. Кроме того, как пишет The Wall Street Journal, новой мегакомпании будет легче обходить санкции. При этом базирующееся в ОАЭ подразделение «Лукойла» могло бы стать продавцом всей нефти.

В российских компаниях заявили изданию, что информация не соответствует действительности, а в Кремле — не знают о подобных планах.

Эксперты сомневаются в жизнеспособности объединения.

«Российскому государству это не нужно. Во-первых, поглощение, чисто технически, потребует много денег. „Лукойл“ — это частная компания и один из крупнейших производителей нефти в России. Естественно, что это десятки миллиардов долларов. И таких денег на счетах у „Роснефти“ сейчас нет», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Под подобные сделки привлекается, как правило, внешнее финансирование, отмечает он.

«При покупке ТНК-ВР „Роснефть“ привлекала средства множества банков по всему миру. Сейчас западные рынки кредитования закрыты для нас, а китайские банки дадут под большой процент… И средств таких у них не наберешь. У государства также не займешь из ФНБ, ему не до этого», — считает эксперт.

Нет смысла слияния в сильную компанию и потому, что ее глава становится мощным аппаратным игроком, продолжает Игорь Юшков.

«Не секрет, что и сейчас руководители крупных российских нефтяных компаний могут по аппаратному и лоббисткому весу конкурировать с министрами и вице-премьерами. А глава новой компании, скажем так, еще более чрезмерно усилится. В-третьих, есть проблема антимонопольного законодательства. У нас отрасль и так очень консолидирована, а нам предлагают сделать это еще больше, что может повлечь прямые последствия для потребителя внутри страны», — полагает ведущий аналитик ФНЭБ.

Эксперты предполагают, что публикация The Wall Street Journal — вброс, направленный на внесение конфликтности как внутри страны, так и за границей.

«С одной стороны, попытаться создать конфликт внутри политических и экономических элит России, чтобы кто-то перепугался, что государство может начать передел собственности. С другой — это, наверное, попытка вбить клин между Россией и Индией прежде всего. С Китаем у нас давние партнерские отношения, а вот для Индии мы стали главным продавцом нефти только с 2022 года. И нас могут попытаться поссорить, сказав, что Россия создаст крупного игрока-экспортера, чтобы завышать цены на свою нефть, и Индия лишится дешевого сырья. Логика публикации и может быть в том, что Россия может навредить Индии, воспользовавшись тем, что сейчас является главным поставщиком», — говорит Игорь Юшков.

В то же время Индия и для России стоит на одном из первых мест, отмечает эксперт: «Вместе с Китаем они потребляют более 90% импортной нефти. И нам важно удержать этот рынок».

Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов говорит о том, что становиться монополистом — это подставляться под более простое санкционное давление в условиях, когда уже понятно, что санкции будут являться основным инструментом внешней политики США.

«Санкции проще обходить, когда у тебя есть множество схем, трейдеров и доставщиков. То есть когда ты размываешь всевозможные структуры. А когда ты создаешь одну крупную компанию, то западным регуляторам будет проще обнаруживать все эти цепочки для обхода санкций и подобных схем», — согласен Игорь Юшков.

«При этом рост переговорной силы у объединенной компании тоже под сомнением. Ведь если у неё не будет возможности поставлять по рыночной цене, то из-за санкций на неё будет проще давить», — добавляет Максим Худалов.

«Вероятно, идея о консолидации сектора действительно могла быть озвучена в правительстве, но мы не считаем, что подобная идея могла дойти до стадии серьезного обсуждения из-за ряда сложностей в её реализации и очевидных недостатков излишней консолидации сектора», — говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Он также говорит о преимуществе обхода санкций в ситуации существования разных компаний: разные нефтяники придумывают разные решения по обходу санкций и уследить за всеми заметно сложнее, чем за одной отдельной компанией. Кроме того, речь идет и об эффективности.

«С точки зрения эффективности работы — наличие большого числа крупных нефтяников также является позитивным фактором», — говорит Сергей Кауфман.

Источник: EADaily, 11.11.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики