Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На абордаж! ЕС готовит санкции против танкеров с российской нефтью

На абордаж! ЕС готовит санкции против танкеров с российской нефтью

Возможные новые санкции ЕС против танкеров, перевозящих российскую нефть, в худшем случае могут заблокировать экспорт нашей нефти через Балтику, чем нанесут заметный ущерб экономике России и благосостоянию россиян, сообщил aif.ru эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Но развитие событий по такому сценарию маловероятно.

«Евросоюз уже ввёл столько санкций против нашего экспорта нефти, что сейчас осталось только останавливать силой танкеры с нашей нефтью, которые проходят датские проливы, под предлогом, например, „неправильной“ страховки и угрозы экологии, которые эти танкеры представляют, — говорит эксперт. — Конечно, это гипотетический вариант, технически он, возможно, и прорабатывается, но воплощать в реальность его европейцы вряд ли рискнут».

В Европарламенте уже принимали резолюцию, призывающую запретить движение танкеров с российской нефтью в проливе Ла-Манш, причём «под каким бы флагом они ни шли». Исполнять её необязательно, поэтому большого внимания на резолюцию евродепутатов не обратили.

Но теперь всё серьёзнее, страны Евросоюза готовят обязательные к исполнению санкции, направленные против так называемого российского теневого флота. Детали пока неизвестны, но принять эти санкции Брюссель намерен до конца 2024 года, узнали в агентстве Bloomberg.

Физически останавливать движение танкеров вряд ли кто-то решится, это приведёт к резкой эскалации конфликта между Европой и Россией.

«Брать танкеры на абордаж — значит, перейти к новому уровню конфликта, — уверен Митрахович. — Фактически, это будет обозначать начало военных или близких к военным, действий, к чему европейцы явно не готовы. К тому же при таком сценарии резко взлетят цены на нефть, а это уже затронет интересы, в том числе и США, поэтому не стоит ожидать каких-то резких, радикальных санкций в отношении нашего танкерного флота».

Но усложнить нам жизнь в Европе могут, уже сейчас очевидно, что чиновники в Брюсселе будут наращивать санкционное давление.

«Возможно, будут ужесточены ограничения против нашего СПГ, — допускает эксперт. — Или против физлиц и компаний, причастных к транспортировке нефти».

Если допустить худший вариант, и движение танкеров с нашей нефтью в Балтийском и Северном морях будет так или иначе заблокировано, то это нанесёт ощутимый урон России.

«Балтийские порты Усть-Луга, Приморск переваливают значимую часть нашего нефтяного экспорта, — напоминает Митрахович. — Эти объёмы невозможно перебросить в Новороссийск, Мурманск или Приморский край для дальнейшей отгрузки потребителям. Если Европа „запечатает“ Балтику для танкеров с нашей нефтью, то федеральный бюджет лишится существенной части нефтегазовых доходов, но такое решение ничего общего с международным правом иметь не будет, фактически это будет уже война. И при таком сценарии экономика страны и экономика населения будет работать в совсем другом режиме».

Ранее aif.ru сообщал, что Великобритания ввела санкции против 18 танкеров, перевозящих российскую нефть, и 4 судов-газовозов.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 15.11.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики