Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик объяснил сокращение морского экспорта российской нефти

Аналитик объяснил сокращение морского экспорта российской нефти

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков прокомментировал информацию о снижении морских поставок российской нефти.

Согласно данным Bloomberg, поставки нефти из России по морю достигли минимальных значений за последние два месяца из-за снижения спроса со стороны Индии.

"Это некритичное снижение объемов экспорта – оно радикально не повлияет ни на экономику российских компаний, ни на экономику государства. Подобные колебания периодически бывают. Мы экспортируем то больше нефти, то больше нефтепродуктов – между ними идет определенный переток. Когда заканчиваются ремонты НПЗ, то бывает, что мы больше перерабатываем и экспортируем больше готовых нефтепродуктов, чем сырой нефти. Однако в данном случае сокращение экспорта также могло быть вызвано новой волной вторичных санкций, которые периодически вводят и Великобритания, и Евросоюз, и США. Они затрагивают собственников судов, перевозящих российскую нефть, сами суда, а также страховые компании и всех тех, кто занят в продаже экспортной российской нефти. Это несколько пугает компании, которые могут сокращать свои операции, что на несколько дней или недель вызывает снижение экспорта. Но в дальнейшем, как правило, это приводит либо к росту цен на мировом рынке, что делает российскую нефть более привлекательной и востребованной, либо заставляет российские компании просто увеличивать размер скидки на свою нефть. Это, в свою очередь, тоже приводит к тому, что ее начинают активно покупать. Так что это волнообразная история". - Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

В России не наблюдалось радикального снижения объемов добычи нефти, добавил аналитик.

«Весной мы добывали больше, чем нам положено по сделке ОПЕК+, а сейчас компенсируем эти объемы, то есть добываем даже меньше, чем положено по квотам. Таким образом, мы исполняем свои предыдущие обязательства в рамках организации. Но это тоже вряд ли приводит к сокращению экспорта, ведь в таком режиме мы работали практически всю осень. Объемы, которые мы не экспортировали, накопятся в нефтехранилищах, а затем мы увеличим экспорт. Так что это, скорее, отложенные доход, нежели его полная потеря», - отметил эксперт. 

Юшков подчеркнул, что Индия и Китай периодически обходят друг друга по объемам закупок российской нефти, доставляемой морским транспортом.

«Как правило, первое место по этому показателю занимает Индия, однако Китай ее периодически обгоняет. На две эти страны приходится порядка 85-90% экспорта нашей нефти морским транспортом. Если мы добавим сюда Турцию, то 90% будет точно. И все это взаимные перетоки – то одна страна берет больше, то другая. Поэтому говорить о страхе Индии покупать российскую нефть или о ее отказе от поставок не приходится. Она может на время испугаться вторичных санкций и немного сократить закупки, либо воспользоваться историей с новыми ограничительными мерами для того, чтобы выторговать у России дополнительную скидку на нефть. В такие моменты компании могут торговаться между собой и сокращать поставки. Тут ничего странного нет», - заявил собеседник Рамблера.

Экспорт углеводородов остается одной из основ российского бюджета, отметил специалист.

«При этом в пропорциональном соотношении доход от экспорта углеводородов снизился относительно общего количества доходов бюджета. Если в начале 2010-х годов на нефть и газ приходилось порядка 50% доходов бюджета, то сейчас это порядка 25-27%. То есть в этом плане экономика у нас диверсифицировалась», - заключил собеседник.

Ранее сообщалось, что Европейский союз в рамках 15-го пакета санкций против РФ намерен ввести ограничения в отношении почти 50 российских нефтяных танкеров.

Автор: Семён Капранов

Источник: Рамблер, 26.11.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики