Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риск сокращения экспорта

Риск сокращения экспорта

«Транснефть» сообщила, что из-за повышения ставки налога на прибыль до 40% ей придется сильно сократить инвестиционную программу. Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал журналисту «Актуальных комментариев», к чему это приведет.

— «Транснефть» может считаться пострадавшей в этой истории: получается, что у них остается меньше денег на то, чтобы куда-то их потратить, в том числе, на свою инвестпрограмму, поэтому это нормальная реакция со стороны компании: раз у нее изымают больше денег в виде налога на прибыль, то меньше денег остается на другие расходы.
Если меньше тратить, то у компании выбор не очень большой: либо сократить текущие затраты, а значит, уменьшать финансирование ремонтной программы существующих нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, что может отразиться на ежегодных объемах перекачки, на объемах аварий и разливов. Естественно, что компании лучше на такое не идти, потому что дальше последуют штрафы и претензии к ее работе. Поэтому «Транснефть» сокращает объем не текущих затрат на ежегодную ремонтную программу, а объем затрат на инвестиционную программу. То есть будет медленнее что-то строить, либо от чего-то откажется.
Но здесь проблемы могут возникнуть у государства, потому что от «Транснефти» ждут расширения поставок нефти на Дальний Восток — компания последние годы этим и занимается. По Восточному нефтепроводу зачастую проходит даже больше нефти, чем труба была рассчитана. На терминале Козьмино на Дальнем Востоке отгружается сорт нефти ВСТО даже в больших количествах, чем ожидалось ранее, при том, что компания не строила дополнительных ниток. Пока это скорее расширение узких мест, применение новых присадок, которые позволяют прокачивать больше нефти по существующим трубам, оптимизация отгрузок на танкеры в порту Козьмино, но все это также требует затрат, поэтому большой вопрос: что конкретно теперь сократит «Транснефть» в рамках своей инвестиционной программы? В этом плане есть риск того, что у нас в итоге возникнут проблемы с доставкой нефти, с экспортом нефти в условиях изменившихся рынков сбыта.
Теперь наиболее оптимальным будет вести нефть сразу по нефтепроводам на Дальний Восток и там отгружать, потому что наши основные рынки сбыта — это Индия и Китай. Китай на первом месте, если мы учитываем трубопроводные поставки, а если мы берем только танкерные поставки, то на первом месте Индия.
Получается, что нам, наоборот, нужно оптимизировать, в том числе построить новые нефтепроводы, в связи с тем, что у нас изменились рынки сбыта, а государство изымает деньги, и теперь медленнее будет строить.
Но и правительство, конечно, тоже можно понять: мы уже не первый год видим дефицитный бюджет. Трехлетний бюджет, который недавно приняли, тоже дефицитный, пусть и не сильно, но дефицитный. Кроме того, у нас уменьшается возможность покрывать дефицит бюджета из ликвидной части Фонда национального благосостояния, поэтому нужны другие источники покрытия дефицита бюджета, нужно увеличивать доходы. Мы видим набор таких мер как увеличение фискальной нагрузки на нефтяную и газовую отрасль — здесь и «Транснефть», и другие нефтяные компании. Государство пытается найти дополнительный источник дохода. Частично в связи с этим на «Транснефть» накладываются дополнительные налоги, но, с другой стороны, у «Транснефти» все-таки есть возможность сократить налоговую нагрузку для себя — точно так же, как это произошло, например, с «Газпромом», на который накладывали повышенные налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но с 2025 года с компании сняли эту обязанность. Так же может произойти с «Транснефтью»: если, допустим, закончится СВО, мы можем сократить расходы на оборону, и это в итоге может привести к снижению фискальной нагрузки на различные отрасли, в том числе, на «Транснефть».

Источник: Актуальные комментарии, 28.11.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики