Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Баку согласовали механизм глобального рынка углеродных выбросов

В Баку согласовали механизм глобального рынка углеродных выбросов

По мнению России, этому мешала позиция ЕС

По итогам первого дня работы 29-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) в Баку страны-участники согласовали правила создания и торговли углеродными кредитами. Это позволит участникам конвенции запустить многомиллиардные рынки «углеродных кредитов», подконтрольные ООН, пишет Financial Times. Позже Reuters со ссылкой на одного из участников переговоров сообщило, что запуск глобального рынка сертификатов может произойти уже в следующем году. Его открытие позволит крупным загрязнителям планеты компенсировать свои выбросы вредных веществ в атмосферу путем покупки углеродных кредитов у стран, которые сократили выбросы парниковых газов сверх обещанной нормы. А затем страны-покупатели могли бы направить углеродные кредиты на достижение климатических целей, обещанных в их национальных планах.

По оценкам Международной ассоциации торговли выбросами – рабочей группы, поддерживающей углеродные рынки, – общий объем торговли на поддерживаемом ООН рынке может принести $250 млрд в год к 2030 г. и сократить производство на 5 млрд метрических тонн углерода в год. Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов, выступая перед журналистами, заявил, что новые правила ООН для рынка углеродных кредитов удалось принять после 20-часовых переговоров. «Эта договоренность касается статьи 6.4 Парижского соглашения, которая, как мы все знаем, обсуждалась много лет», – цитирует министра азербайджанское агентство Oxu.az. Правда, Байрамов не привел никаких деталей нового механизма.

Парижское соглашение было заключено в 2015 г. взамен Киотского протокола (1997 г.), оно регулирует меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C. Статья 6.4 предусматривает торговлю квотами на выбросы углерода через единый рынок, контролируемый ООН. Но с тех пор участники соглашения так и не смогли договориться по расчету стоимости углеродных единиц этого рынка.

По словам министра экономического развития России Максима Решетникова, основные препятствия для заключения коллективного соглашения по углеродным единицам создавали власти Евросоюза (ЕС), поскольку оно может сильно ударить по их цене на территории Европы, куда «хлынут дешевые углеродные единицы из Бразилии, России и стран Африки». «Наши коллеги-европейцы хотят 75–100 евро за углеродную единицу, а ее реальная цена, если говорить с точки зрения именно CO₂-эквивалента ее поглощающей способности, составляет ориентировочно $7–15. И как только мы c партнерами в двустороннем порядке договоримся о возможности взаимозачетов, откроется воронка предложения, цена, естественно, снизится», – рассказал министр в интервью партнеру консалтинговой компании Kept 12 ноября.

Не спешат приветствовать новые правила и климатические организации. Bloomberg со ссылкой на заявления Carbon Market Watch пишет, что не ясно, как зеленые проекты будут справляться с так называемыми рисками обратного действия, когда накопленный углерод утекает обратно в атмосферу, например через пожар. По мнению эксперта организации Айзы Малдер, закулисные сделки в Баку – плохой прецедент для прозрачности и надлежащего управления.

 

России выгодно открытие глобального рынка углеродных выбросов, в стране реализуется большое количество климатических проектов, а рынок позволяет им монетизироваться, рассказал директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. «Принципиально важно, чтобы мы участвовали в процессе формирования рынка – и не в одиночку, а с нашими дружественными партнерами», – добавил он. При этом, отмечает Широв, формирование глобального рынка – игра вдолгую. Россия, продолжает эксперт, начнет торговать углеродными единицами в том числе с недружественными странами, учитывая, что они занимают более половины мирового ВВП.

Участники конференции долго не могли договориться о правилах торговли углеродными кредитами, так как каждая из крупных стран заинтересована в развитии своих национальных рынков, а правила на рынках США, ЕС, России и других стран сильно отличаются, объяснил Широв: «Крупным игрокам потребуется отказаться от части своего суверенитета в процессе создания глобального рынка. Поэтому естественно, что переговоры идут крайне сложно».

Еще страны не могут согласовать правила торговли углеродными кредитами из-за норм регулирования выбросов и их оценки в разных юрисдикциях, продолжает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Кто будет оплачивать выбросы? Страны – потребители товаров и услуг, так называемые развитые экономики? Или владельцы ресурсов и нынешние производители большей части товаров – страны мирового большинства или Глобального Юга?» – интересуется эксперт.

По мнению Широва, рынок углеродов – инструмент стимулирования более экологических производств. «Если вы снижаете выбросы на своем предприятии, то у вас появляются эти самые единицы, которые вы можете продать на открытом рынке», – объяснил эксперт. 

В условиях, когда между странами – подписантами Парижского соглашения периодически вспыхивают торговые или гибридные войны с взаимными санкциями, довольно проблематично говорить о перспективах свободного оборота углеродных единиц и нормальной работы единого рынка, считает Гривач. По его словам, России важно, чтобы работа рынка была направлена на решение экологических проблем, а не на их усугубление, как это сегодня происходит.

Авторы: Нурлан Гасымов, Руслан Айнетдинов

Источник: Ведомости, 13.11.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики