Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выгодно ли России объединение нефтяных компаний в одну госкорпорацию

Выгодно ли России объединение нефтяных компаний в одну госкорпорацию

Сообщения зарубежных СМИ о возможном объединении крупнейших российских нефтяных компаний в одну гигантскую государственную корпорацию наделали много шума как на Западе, так и у нас в стране. Ведь речь идет о национализации крупнейшей частной компании "Лукойл" и выводе из-под крыла "Газпрома" его дочки "Газпром нефти". То есть, фактически, о глобальном переделе в критически важной для российского бюджета отрасли, обеспечивающей более 30% доходов казны.

 

Даже то, что после первой публикации на эту тему в Wall Street Journal (в статье шла речь о слиянии трех компаний: "Лукойл", "Газпром нефть" и "Роснефть") в "Лукойле" и "Роснефти" заявили, что никаких переговоров на эту тему не ведется, не охладило страсти. К тому же всем было понятно, что о подобном решении может быть объявлено только после его принятия, а не в период обсуждения. Масла в огонь подлила газета The Financial Times, которая опубликовала схожую заметку со ссылкой на источники, что инициатива о слиянии компаний исходит от главы Минэнерго Сергея Цивилева. По сведениям британского издания, глава российского ведомства отмечал, что нефтяной отраслью сложно управлять из-за большой независимости нефтяных компаний от министерства, а также высокой конкуренции и отсутствия консолидации между ними.

 

Причем, никто даже не обратил внимания, а в первую очередь это должны были сделать уважаемые во всем мире Wall Street Journal и The Financial Times, на то, что вопрос о национализации компаний и их слиянии под крылом государства явно находятся вне компетенций Минэнерго. Но, предположим, такая инициатива была, и мы рассмотрим саму идею создания государственной нефтяной мегакорпорации.

На первый взгляд, в условиях санкций, такое решение притягательно для регулятора. Проще управлять отраслью, где есть только один крупный игрок. Не случайно, эта тема поднималась и ранее, причем совсем не в западной прессе. К примеру, такие предложения звучали в Госдуме в 2022 году. Возникали они раньше. Есть ее сторонники и в экспертном сообществе. 

По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, в сегодняшних условиях, после того как не один десяток лет в стране пытались создать некий внутренний топливный рынок, но при этом в его работу приходилось постоянно вмешиваться в ручном режиме управления, в создании единой компании есть смысл. Рыночными методами не получается добиться надежности и стабильности поставок топлива в регионы, создать собственный флот современных судов-танкеров, мы продолжаем пользоваться котировками иностранных ценовых агентств для определения цены нефти и ориентируемся на экспортную цену топлива для Европы, куда его не поставляем. Топливо торгуется на бирже, но его цены в рознице ограничены инфляцией и находятся под контролем государства. Создание одной госкомпании позволит все эти разночтения и несуразности убрать, а также сэкономить на управленческом аппарате.

Но дьявол, как известно, в деталях. Мы уже проходили период командно-административной системы в экономике, и она доказала свою несостоятельность. Оказалась не гибкой, тяжеловесной и не способной самостоятельно выходить из кризиса. Да, она позволяла удерживать какое-то время цены на критически важные товары, но лишь до тех пор, пока эти товары не оказывались в разряде дефицита и ими не начинали спекулировать, продавая втридорога. Кроме того, говоря о нефти и топливе, мы подразумеваем экспорт, который предполагает работу на мировом рынке и по его законам. А сейчас есть еще и санкции. 

Тот же Гусев подчеркивает, что в отношении роста производства, доходов бюджета и обхода санкций эффективность слияния нефтяных компаний в одну госкорпорацию сомнительна.

А по словам заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, конфигурация нефтяной отрасли страны, предусматривающая наличие нескольких крупных игроков, подтвердила свою эффективность, в том числе в течении последних трех лет. Выручка от продажи нефти и нефтепродуктов остается крупнейшей статьей доходов нашей страны. Наличие конкуренции побуждает компании к непрерывному снижению издержек, поиску рынков сбыта за рубежом, привлечению внебюджетного финансирования для новых проектов, миллиардным инвестициям в НИОКР, освоению трудноизвлекаемых запасов, внедрению наилучших доступных технологий. В сравнении с иными отраслями по добыче углеводородов (газовая, угольная) "нефтянка" чувствует себя сегодня наиболее уверенно, отмечает Станкевич.

С точки зрения главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, наши компании-экспортеры нефти и так немаленькие, чтобы их еще укрупнять, им хватает коммерческого веса. Главный показатель - снижение скидок на нашу нефть. Дисконт перестал быть главным инструментом в продвижении российской нефти на мировом рынке. Она востребована, на ее поставку заключаются долгосрочные контракты. Если сейчас объединить компании, огромное количество времени уйдет на притирку и согласования новых условий поставок. Этим хаосом обязательно воспользуются импортеры нашей нефти, чтобы выбить себе дополнительные бонусы в минус нам. Кроме того, одна громадная государственная компания окажется прекрасной мишенью для западных санкций. Процесс реорганизации и уязвимость одного большого экспортера пагубно скажется на объемах поставок и ценах на нашу нефть.

Впрочем, пострадает не только экспорт, но и добыча нефти в России, снизится эффективность работы, считает эксперт. Три компании, упоминаемые в статье Wall Street Journal, стратегически развиваются совершенно разными путями. Флагманский проект "Роснефти" - "Восток Ойл", это развитие Восточной Сибири, добыча на суше, на севере, в непростых условиях, с вывозом нефти по Севморпути. "Газпром нефть" - это освоение более глубоких горизонтов в Западной Сибири, добыча с баженовской свиты. Как говорят наши старые нефтяники, под Западной Сибирью лежит еще одна Западная Сибирь, в том смысле, что нефти там столько же и даже больше, чем было на уже освоенных горизонтах недр региона в 70-80 годах прошлого века. И, наконец, "Лукойл" делает ставку на шельфовые проекты на Каспийском море, которые успешно развивает. И стоило бы пустить его на шельф Балтики и Арктики. То есть компании разные, объединять их нет никакого смысла. Кумулятивного эффекта с точки зрения разработки и внедрения технологий, а также интенсификации добычи в данном случае не будет. А вот с точки зрения создания в стране крупнейшего лоббиста - эффект будет, но скорее негативный. Когда у нас будет одна большая компания, она сможет гораздо более настойчиво требовать повышения цен, к примеру, на бензин или дизель. Она ведь будет не только государственная, но еще и коммерческая. Речь ведь не идет о выкупе 100% акций. Поэтому я категорически против идеи создания госкорпорации, поясняет Симонов.

Схожее мнение у главы Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслава Мищенко. Он отдельно подчеркивает, что рассуждать о слиянии компаний пока можно только гипотетически, поскольку никаких официальных заявлений или документов со стороны нашего правительства не было, а были только домыслы в прессе, причем не российской, а западной. По словам Мищенко, если сделать допущение о возможности слияния, то оно имеет смысл только с точки зрения сбыта и переработки нефти. Но тогда становится непонятно на каких условиях нефтяные компании, которые продолжат добывать нефть, но будут лишены права поставлять ее за границу, будут работать с единым экспортером. Пока наш рынок по-прежнему функционирует в старой модели ценообразования, основанной на экспортной альтернативе (экспортная цена нашей нефти и нефтепродуктов).

Здесь также можно вспомнить, что условие Большого налогового маневра (снижения экспортной пошлины до нуля и увеличение налогов на добычу) для нефтяной отрасли заключалось в свободе компаний распоряжаться добытой нефтью по своему усмотрению после уплаты налогов в казну. И в случае создания одного экспортера оно нарушается.

Кроме того, с точки зрения Мищенко, для успешной работы такого единого экспортера нашей нефти необходимы уже функционирующие независимые от Запада транзакционные, страховые и платежные механизмы, которые сейчас только создаются в рамках БРИКС. Без них создание единого экспортера нашей нефти - идея весьма сомнительная. Такая компания будет уязвима для санкций в большей мере, чем сейчас несколько крупных экспортеров.

В заключение Симонов отмечает, что генератором цифр и новостей в нашем информационном поле опять стали западные СМИ. На них оперативно отреагировали наши нефтяные компании, но, удивительно, ни один чиновник пока не опроверг публично эти громкие и ничем неподтвержденные заявления, а стоило бы, замечает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 14.11.2024

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики