Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что будет с ценами на бензин к началу 2025 года. Прогноз вас разочарует

Что будет с ценами на бензин к началу 2025 года. Прогноз вас разочарует

Оптовые цены на бензин и дизель упали в России, но ждать снижения ценников на АЗС не стоит. Autonews.ru пообщался с аналитиками и экспертами отрасли: прогнозы неутешительные

К началу декабря 2024 года стоимость бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) впервые с лета опустилась на 1,77%, до 57 663 руб. за тонну. Такие значения ранее наблюдались в конце августа. Упал в цене и бензин АИ-95 — минус 1,08%, до 61 534 руб. за тонну. Межсезонное дизельное топливо, напротив, поднялось в цене на 0,35%, до 57 933 руб. за тонну.

О том, как биржевые цены и снятие запрета на экспорт бензина повлияют на жизнь автомобилистов, редакции Autonews.ru рассказали профильные эксперты.

Зачем сняли запрет на экспорт бензинаС 1 декабря 2024 года правительство вновь разрешило экспорт бензина его производителям соответствующим постановлением кабмина. «Решение принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке, поддержания экономики нефтепереработки, противодействия серому экспорту автомобильного бензина», — говорится в документе. Изначально предполагаюсь, что эмбарго будет действовать до конца года. Для непроизводителей — трейдеров, нефтебаз и компаний с небольшой производственной мощностью (менее 1 млн т топлива в год) — запрет на экспорт продолжает действовать.

Временный запрет на экспорт бензина за пределы ЕАЭС вводился с 1 марта, а затем приостанавливался летом, что привело к внутреннему росту цен. Эмбарго приостанавливали в период с 20 мая по конец июля с целью недопущения снижения объемов переработки и для освобождения портов от горючего, которое ранее планировалось поставить на экспорт.

Введение эмбарго снизило оптовые цены на бензин на внутреннем рынке, а его отмена привела к обратному эффекту: активное удорожание продолжалось на протяжении августа—сентября, и даже после возобновления действия запрета этот тренд очень медленно ослабевал.

Как это повлияет на цены топлива

По мнению ведущего аналитика ФНЭБ, научного сотрудника Финансового университета при правительстве России Игоря Юшкова, новое разрешение на экспорт бензина — своего рода джентльменское соглашение с нефтяными компаниями: «Правительство разрешает экспортировать бензин, а взамен нефтяные компании должны будут удерживать рост стоимости на внутреннем рынке».

Специалист назвал две причины для снятия запрета на экспорт топлива: «Во-первых, это желание со стороны правительства дать нефтяным компаниям определенные обещания, взамен на которые они будут сдерживать рост цен на топливо на внутреннем рынке. Во-вторых, это перенасыщение внутреннего рынка бензином».

Эксперт пояснил, что в обычный год в России производится на 10% больше бензина, чем потребляется на внутреннем рынке, по дизелю — на 50% больше. Излишки приходится куда-то девать либо снижать объемы производства. До этого ситуацию предпочитают не доводить — власти вынуждены время от времени разрешать экспорт.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман видит в отмене запрета на экспорт риски для цен на топливо в России. «Хотя в сезон низкого спроса это должно ощущаться не так значительно», — уточнил эксперт, добавив, что резкое ослабление рубля увеличивает привлекательность экспортной альтернативы. Сезонно сниженный спрос и действие демпферного механизма, по его мнению, являются сдерживающими факторами для роста стоимости горючего.

Почему так быстро дорожает бензин

До конца 2024 года существенных колебаний стоимости бензина в рознице аналитики не ожидают.

По мнению Юшкова, никаких скачков в рознице уже не произойдет. За первые 11 месяцев стоимость топлива поднялась примерно на уровень общей инфляции, то есть до целевого показателя: «Бензин идет по верхней границе и повторяет уровень инфляции, а в какие-то месяцы даже превышал ее. Сейчас, по данным Росстата, инфляция чуть подрастает, поэтому по бензину мы уложимся только-только».

Кауфман охарактеризовал динамику цен на бензин в ноябре как аномальную: «Цены в рознице, согласно данным Росстата, продолжили рост высокими темпами, несмотря на практически нормализовавшиеся цены на оптовом рынке. На этом фоне ожидаем, что в декабре розничные цены на бензин вырастут в пределах 0,2–0,5% на фоне высокой базы октября и стабильной ситуации на оптовом рынке».

А при чем тут дизель

Ситуацию с ценами на дизель аналитики оценили как нестабильную. Прежде этот вид топлива отставал в росте стоимости от инфляции, но к концу года может наверстать упущенное.

«Нефтяные компании, сдерживая рост цен на бензин, имеют возможность увеличить цены на внутреннем рынке на дизель. Не исключено, что в декабре мы больше увидим рост стоимости дизеля, чем на бензин», — уточнил Юшков. Специалист пояснил, что нефтяные компании могут поднять ценники для конечного потребителя и не нарушить негласное правило. Это позволит им компенсировать недополученную выгоду от сдерживания роста цен на бензин. Дополнительным оправданием может послужить переход с летнего дизеля на зимний: последний традиционно стоит дороже.

«Дизельное топливо ранее дорожало не так сильно, и сейчас, на наш взгляд, подорожание может ускориться до 0,6–1% за месяц на фоне использования зимнего дизеля», — такой прогноз дал Сергей Кауфман.

О возможности дефицита дизеля на данный момент говорить не приходится: порядка половины всех выпускаемых объемов этого вида горючего остается невостребованной внутри страны и отправляется на экспорт.

Чего ждать в январе

Принятые осенью 2024 года поправки в Налоговый кодекс неизбежно скажутся на стоимости топлива с 2025 года. Напомним, что поправки, одобренные 22 октября, предполагают повышение акциза на бензин 5-го класса на 14% (с 15 048 до 17 088 руб. за тонну), а на дизельное топливо — на 16% (с 10 425 до 12 120 руб. за тонну).

По оценке вице-президента НАС Антона Шапарина, повышение акциза способно привести к росту цен на топливо примерно на 5%. Основатель и глава маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market Сергей Терешкин также уверен, что дополнительные издержки нефтяников приведут к новому витку роста цен, если власти не пойдут на дополнительное повышение биржевых нормативов для производителей бензина и дизеля.

«Существенный вклад в подорожание вносят не инфляция, не рост цен на нефть, а акцизы, — напомнил Юшков. — Они подрастали очень сильно в последние годы, а в начале следующего года еще подрастут: будет очередная индексация как на дизель, так и на бензин. При этом рост акцизов происходит на уровень выше, чем инфляция. Как правило, он измеряется двузначными цифрами. И это, в свою очередь, подталкивает нефтяные компании поднимать цены в рознице».

Из-за начала нового отчетного периода, по мнению аналитика, особо ограничивать рост цен с начала года нефтяники не захотят. Дополнительным стимулом для роста цен станут растущие издержки, связанные с ремонтом НПЗ и длительными простоями: «Весь период простоя или работы на неполную мощность нефтяные компании пытаются зашить в стоимость топлива».

Вместе с тем нефтеперерабатывающие заводы получили отсрочку на сроки проведения модернизации и строительство новых мощностей сроком три года. Для ускорения процесса к обратному акцизу будет применяться коэффициент — 0,66 в 2026 году и 0,33 в 2027 году.

За последние десять лет бензин в России вырос в цене примерно вдвое: в 2014 году литр горючего можно было приобрести в среднем за 32 руб.

Автор: Александр Воронцов

Источник: Autonews, 06.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики