Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Байден остановит миротворчество Трампа с помощью нефти

Байден остановит миротворчество Трампа с помощью нефти

Эксперты объяснили желание Байдена ввести новые ограничения против России в нефтяной сфере

Джо Байден продолжает создавать «трудное наследство» для администрации Дональда Трампа. Демократы рассматривают введение новых антироссийских санкций в нефтяной сфере. Подобные ограничения могут привести к росту цен на нефть, что вызовет недовольство уже новым президентом Америки внутри США, ухудшит отношения Вашингтона с КНР и Индией, а также еще больше осложнит процесс мирного урегулирования на Украине.

США рассматривают возможность введения новых санкций против России в нефтяной сфере. Как пишет Bloomberg, в администрации Джо Байдена до сих пор не согласовали конкретных ограничений. Отмечается, что демократы долгое время откладывали принятие данных мер.

Наращивание давления на Россию в этом секторе может спровоцировать скачок цен на целый ряд товаров внутри США. Кроме того, санкции рискуют коснуться Индии и Китая, являющихся основными покупателями российской нефти. Западные эксперты уже отмечают, что действия Джо Байдена могут спровоцировать усиление напряженности в мировой экономике.

Однако в пользу решения одобрить новые санкции сыграли два фактора, пишет издание. Первый – общее падение цен на нефть, вызванное прогнозами об избытке энергоресурса в 2025 году. Второй – скорый приход к власти Дональда Трампа, который «может попытаться заключить быструю сделку с Россией, чтобы положить конец трехлетнему конфликту».

При этом Евросоюз также готовится к реализации схожих мер. Сообщается, что их введение может произойти уже к концу текущего года. На этом фоне в Кремле отметили, что администрация Джо Байдена и демократы в целом постараются оставить тяжелое наследство своим преемникам из Республиканской партии.

Напомним, это не первое решение Байдена, способное осложнить вступление Трампа в должность президента. Так, еще в ноябре демократы одобрили дальнобойные удары вглубь России с использованием западных вооружений. Уже тогда эксперты говорили, что Байден пытается закрыть республиканцам дорогу к достижению мира на Украине.

«Ситуация такая, что Байден вполне может пойти на какие-то авантюрные решения в отношении российской нефти и попытаться применить либо ко всему нашему сырью, либо к его части такие же санкции, как действуют в отношении Ирана и Венесуэлы», – допустил Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.

«Сейчас американцы запрещают кому-либо покупать иранскую и венесуэльскую нефть. Китай крупный игрок, он может позволить себе игнорировать эти рестрикции, поэтому покупает иранское топливо. Но это фактически единственный покупатель иранских углеводородов. А против российской нефти таких ограничений нет. И для США это болезненно», – продолжил он.

«При этом Штаты начали еще весной 2022 года вводить санкции против задействованных в продаже российской нефти логистики, компаний и банков. Также Вашингтон запретил импорт российской нефти, нефтепродуктов, газа, угля», – детализировал аналитик.

«Поэтому и европейцы боялись покупать какие-то дополнительные объемы топлива – непонятно, когда можно попасть под вторичные ограничения», – указал спикер. «Плюс общество и политики могли обвинить компании в том, что те якобы спонсируют Россию. Поэтому, насколько могли, европейцы сократили закупку российской нефти», – напомнил эксперт.

«Тогда началась первая волна перестроения. Мы переключились на азиатские рынки, но нужно было подписать контракты, наладить логистику и саму нефть туда довезти. На это ушло время. В результате цена нефти на мировом рынке уходила в район 120 долларов за баррель», – рассказал собеседник.

«Эффект был довольно неожиданный. Получилось, что против нас вводят санкции страны – импортеры нефти. Мы сократили добычу, но из-за того, что цены повысились, мы все равно зарабатывали примерно столько же, сколько и раньше. Средняя цена марки Urals оказалась в районе 80 долларов за баррель. Это даже больше, чем было рассчитано бюджетом РФ. А для США и ЕС цена взлетела до 120 долларов за баррель на любую нефть. И от этого подорожало топливо – в США был исторический рекорд», – напомнил он.

«Так как стоимость топлива закладывается в цены других продуктов, в Штатах и Европе раскрутилась инфляция. Они вынуждены были повышать ставку Центрального банка и ФРС – в случае США. И только в 2024 году в Америке произошло первое снижение ставки», – объяснил аналитик.

«Кстати, команда Байдена пострадала и политически: когда цены на топливо в США взлетели, американцы в этом обвинили как раз Демпартию. У них такая часть политической культуры: если топливо дорожает, то виноват действующий президент. И тогда республиканцы активно этим пользовались. Может быть, часть этого негатива в итоге и привела к тому, что демократы проиграли выборы», – объяснил спикер.

«Сейчас же Байден уходит. Если он, например, введет санкции, запрещающие покупать кому-либо вообще российскую нефть, это создаст коллапс для мирового рынка, цены будут по 200 долларов за баррель. Хотя, конечно, Индия и Китай запрет проигнорируют», – указал Юшков.

«Поэтому администрация Байдена, скорее всего, рассматривает вариант ограничений в отношении какого-то отдельного сорта российской нефти. Также США могут запретить кому-либо покупать российскую нефть, которая транспортируется по нефтепроводам. Это будет удар прежде всего по европейцам», – детализировал аналитик.

«Однако и по России будет нанесен временный удар. Нам потребуется время для перестроения всей логистики и заключения новых контрактов. Потому что Китай и Индия захотят создать специальные компании, которым не страшно попасть под санкции, и только через них будут импортировать российскую нефть», – объяснил собеседник.

«А то, что пострадают страны Запада, сами США – опять будет всплеск цены, разгон инфляции, – так это же все будет разрешать уже Трамп. Кроме того, Трамп, конечно, сможет отменить эти рестрикции и нормализовать ситуацию на рынке. Но тогда демократы обвинят его в том, что он якобы действует в интересах Кремля», – пояснил Юшков.

Введение санкций в отношении российского импорта нефти действительно может быть частью политики Байдена по осложнению президентства его преемника, считает экономист Иван Лизан. «Мы уже успели убедиться в склонности Демпартии к подобным выходкам. Достаточно вспомнить разрешение на применение американских вооружений для ударов вглубь России», – рассуждает он.

«Но в этот раз ограничения, направленные против Москвы, могут выйти боком самому Вашингтону.

Нефть не берется из космоса – ее необходимо добывать, а в настоящий момент на нашей планете попросту нет альтернативного России поставщика данного ресурса, способного поддерживать столь же большой объем ежедневных поставок», – говорит собеседник.

«Соответственно, более жесткие меры в отношении Москвы отразятся и на внутренней ситуации в США: вырастут цены на бензин, подорожают импортные товары нефтепереработки. В их контактах с КНР и Индией прибавится еще одна крайне сложная тема. Пекину и Нью-Дели не понравятся попытки Белого дома «оторвать» их от столь надежного поставщика», – размышляет эксперт.

«С другой стороны, есть версия, согласно которой действия Байдена могут являться частью плана Трампа по мирному урегулированию конфликта на Украине.

Формирование максимального давления на оппонента перед заключением сделки – неповторимый дипломатический стиль республиканца. Однако, на мой взгляд, следующий президент Штатов не особо похож на человека, действительно желающего разрешить противоречия Москвы и Киева», – полагает он.

«Пока все, что мы слышим от Трампа или его представителей, не особо похоже на реальную готовность к выходу из конфликта. Его окружение в упор не хочет учитывать интересы нашей страны в области безопасности. Об этом, например, говорят предложения отложить вопрос о членстве Украины в НАТО на 10 лет», – акцентирует собеседник.

«Однако Трамп выстроил свой образ вокруг многочисленных заявлений о важности мира. Поэтому предпринять хотя бы какие-либо усилия для налаживания диалога Москвы и Киева ему придется.

Как раз этим он и займется в первые месяцы после возвращения к власти. В этот период глава Белого дома действительно будет поочередно давить на обе стороны», – добавляет эксперт.

«Если Украина откажется от переговоров, Трамп может пригрозить ей прекращением поставок вооружений. Параллельно с этим он может пригрозить России ограничениями в нефтяной сфере. Но в эффективность подобных мер верится с трудом. В частности, финансирование ВСУ на 2025 год уже согласовано. Изменить что-либо в этом плане крайне трудно», – считает он.

«Поэтому, на мой взгляд, истинный план Трампа заключается в том, чтобы добиться отказа от диалога со стороны Москвы или Киева. После этого он сможет развести руками и сказать, что сделал ради мира все возможное. Таким образом Трамп «выйдет» из конфликта и полностью переложит финансовое бремя ответственности за Украину на ЕС», – заключил Лизан.

Авторы: Рафаэль Фахрутдинов, Евгений Поздняков

Источник: Взгляд, 11.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики