Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем пахнет газ Прикаспия?

Чем пахнет газ Прикаспия?

На этой неделе все внимание приковано к Украине. Но там пока никаких сенсаций и глобальных изменений мы не видим. Сама же тактика Киева показательна, потому что если вы занимаетесь шантажом, играете на повышение ставок и занимаетесь блефом, будьте готовы отвечать, если ваш блеф не сработает. Я имею в виду, что стратегия Украины нацелена была на то, чтобы напугать Россию и добиться снижения стоимости газа. В противном случае возникали риски перекрытия транзита. И вот теперь мы видим, что Виктор Янукович попал в глупую ситуацию: Россия с требованиями не соглашается, цена на газ не снижается, а только растет - уже стоимость газа на Украине подобралась к отметке в 400 долларов, попахивает коллапсом всей их экономики. И даже для населения Украины, как заявил президент Янукович, придется стоимость газа повышать (хотя украинское население традиционно получает газ, добываемый на самой Украине).

Ситуация с блефом характерна не только для Украины, но и для других игроков на газовой карте постсоветского пространства – например, для Азербайджана. На этой неделе как раз Баку напомнил о себе, вновь пообещав, что очень скоро будет определена схема поставок со второй очереди Шах-Дениза. Почему я думаю, что эти истории похожи? Конечно, не потому что Шах-Дениза нет. Он есть, и газ там есть, и размеры запасов очень хорошо известны - уровень добычи там составит 16 млрд кубометров. Вопрос в том, что Баку сумел создать вокруг своего газа такой ажиотаж, что сегодня объем запросов в разы превышает объем его потенциальных возможностей. Сформировалась огромная очередь потенциальных покупателей: это и известный газопровод «Набукко», и газопровод ITGI, и TIP. Только эти трубы по минимальным оценкам способны сформировать спрос на 50 млрд кубов (31 – «Набукко», 8 – ITGI и TIP – от 10 до 20 млрд кубов). И это все претенденты на 16 млрд со второй очереди Шах-Дениза! При том что 6 млрд уже обещаны Турции в качестве компенсации за отказ продлевать контракт с Россией. Баку мало было этих трех труб, он предложил еще построить завод по сжижению или по сжатию газа и, соответственно, поставлять газ в каком-то из этих двух видов в Грузию и в Румынию (так называемый проект АГРИ).

Азербайджанский газ настолько подействовал наркотически на людей, что даже Украина, которая всегда выбирала самые фантастические варианты спасения от России, клюнула на это. И Юрий Бойко, министр энергетики Украины, пообещал в 2015 г. уже 5 млрд кубов закупать в Азербайджане. То, что этого газа у Баку нет, и даже вторая очередь Шах-Дениза должна быть запущена только в 2017 г., г-на Бойко не смущает. Но в общий хоровод вокруг азербайджанского газа он свою лепту внес.

Мы еще не должны забывать о том, что у России есть договор с Азербайджаном – в этом году мы 2 млрд кубов должны купить, и потенциально Россия готова выкупать весь объем.

Понятно, что Баку весь свой газ пристроит, но разочаровывать ему придется, и понятно, что те, кому газа не достанется, не обрадуются. Это понимает и Европа. Там тоже будет «лопание пузырей». Если вы говорите про три трубы, то вам, вроде, и надо будет их предъявлять. Если вам потом придется сказать, что вместо трех труб вы реализуете только одну – а такие варианты возможны, скажем, все три трубы объединить в один проект - понятно, что в психологическом плане будет настоящая катастрофа. Европейский Союз с этим смириться не может. И в этом плане совершенно ясно, почему ЕС такое агрессивное давление оказывает на Туркмению по вопросу строительства Транскаспийского газопровода. Из ловушки, в которую попала Европа, выход только один – Туркмения.

И тут начинается игра с туркменами. После заседания Совбеза, где Дмитрий Медведев все–таки поручил объяснить туркменам, что Россия выступает против строительства этой трубы, был очень резкий ответ МИД Туркмении. Фактически Ашхабад уже публично заявил свою позицию: ему плевать, будем называть вещи своими именами, на мнение Москвы. Тем самым в публичной плоскости этот дискурс уже развивается довольно жестко и горячо.

Я абсолютно убежден, что бездействие России очень дорого нам обойдется. Уже год ЕС обрабатывает и Баку, и Ашхабад. Постоянно звучат фразы, что мнение России не важно. А у нас МИД как будто парализован. В свое время был спецпредставитель по Каспию, сейчас этого института нет. Наша позиция как будто растворилась в воздухе. Конечно, в современном мире действует право сильного. Но с юридической точки зрения история такова, что аргументов в пользу российской позиции довольно много, они не из пальца высосаны. Можно напомнить, что правовой статус Каспия до сих пор не урегулирован. В свое время было заключено соглашение между двумя прикаспийскими государствами – СССР и Ираном. СССР распался, и появилось четыре новых страны – Россия, Казахстан, Туркмения и Азербайджан. Понятно, что все договоренности вытекают из старых соглашений между СССР и Ираном, потому что новых соглашений по Каспию не было. И собственно, добыча в Азербайджане началась не в 1991 г., как мы это прекрасно помним. И вопрос не в 10-мильной прибрежной зоне, а в том, что строительство Транскаспийского газопровода выходит за эти пределы. Оно, естественно, касается уже дна всего моря, потому что газопровод должен пересечь Каспий. И то правило, которое действовало в советско-иранских соглашениях, что это внутреннее дело стран, которые выходят на Каспий, оно, естественно, работает. Очевидно, что с юридической точки зрения Россия права. Но если мы будем занимать пассивную позицию, то нас слушать не будут. Это очень серьезный вопрос, потому что Транскаспийский газопровод может серьезно изменить расклад сил.

Кто бы ни был президентом Российской Федерации, как бы ни изменилась наша страна, Транскаспий – это общая головная боль и общая серьезная проблема. Что бы там ни говорили, что Россия - сторонник милитаризации Каспия и играет мышцами, на самом деле Россия далеко не самый главный драйвер этого процесса, потому что в милитаризации Каспия активно участвуют и другие государства – и Азербайджан, и Иран, и та же самая Туркмения. Ашхабад, конечно, может наглеть, но ему тоже придется сделать выбор, сопоставимый с выбором Грузии в 2008 г. Готов ли Ашхабад к такой игре на грани фола, если учесть, что никакой армии по большому счету в Туркмении нет? Это серьезный вопрос.

С другой стороны, безусловно, лучше бы до такого не доводить. Туркмению надо избавить от иллюзий. Регион Каспия – это такая пороховая бочка, что, стоит ее поджечь, рванет так, что мало не покажется. Есть моменты, которые могут сыграть в пользу России. Возьмем ситуацию с теми же курдами. В последнее время конфликт между турками и курдами обострился. Накануне Турция провела военную операцию в Северном Ираке. Часть территории Турции – зона давнего военного конфликта. И использование Турции как транзитной страны несет в себе серьезные риски.

Вторая тема – опять Азербайджан. Значительная часть азербайджанцев, как мы знаем, живет в Иране. Эта карта может быть разыграна самым неожиданным образом. Совсем не обязательно, что Баку окажется здесь победителем. Сейчас Азербайджан стремительно наращивает военные расходы, рассчитывая нефть использовать для вооружения, а затем уже решить проблему Карабаха (еще одна, кстати, «пороховая бочка»). Однако, будем помнить, и против Баку есть сильные карты.

Конечно, можно обвинять Россию в «игре мышцами» на Каспии, но если бы мы заранее жестко заявили о своей позиции, то не было бы этой истории с Туркменией, которой уже вскружила голову поддержка Вашингтона и Брюсселя. И, может быть, мы бы не довели ситуацию до точки кипения. Хотя бы сейчас надо попытаться эту проблему разрешить, иначе скоро окажется так, что кроме войны других аргументов на Каспии не останется.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Эксперт online, 20.10.2011

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики