Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны ЕС хотят проверять страховки танкеров с российской нефтью

Страны ЕС хотят проверять страховки танкеров с российской нефтью

Мера затронет суда, которые перевозят российскую нефть через Датские проливы, Финский залив и воды между Швецией и Данией. Однако принять меры против таких судов будет очень сложно, уверены эксперты

Страны Евросоюза намерены проверять страховки танкеров при подозрении на их причастность к «теневому российскому флоту». Мера затронет суда, перевозящие российскую нефть и проходящие через Датские проливы, Финский залив и воды между Швецией и Данией, пишет Bloomberg со ссылкой на чиновников ЕС.

Такая договоренность была достигнута на встрече Объединенного экспедиционного отряда североевропейских стран в Таллине накануне. Суда, у которых окажется недостаточное страховое покрытие со стороны Великобритании, Дании, Швеции, Польши, Финляндии и Эстонии, могут быть включены в санкционные списки, отметили в ЕС.

Загвоздка только в том, что теневой флот не пеленгуется, не представляет документы и вообще не существует юридически. Продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Теневой флот — понятие абстрактное, скорее публицистическое, часть политического лексикона современного Запада, но это не какое-то кодифицированное понятие на уровне базовых общепринятых документов ООН, других организаций. Поэтому очень сложно конкретный набор претензий предъявить владельцам танкеров относительно того, что они делают что-то неправильное. До сих пор были призывы в западной прессе переходить к реальным действиям по остановке танкеров, но до сих пор этого не происходило. И даже интересная была публикация в Bloomberg на тему того, что какой-то танкер «Аттика» испугался идти через Ла-Манш, хотел обойти мимо Великобритании и Северной Ирландии вокруг Шетландских островов, но вместо этого в итоге вернулся на обычный свой маршрут, то есть не было ощущения у владельца танкера, что что-то страшное происходит. Без силовых мер, думаю, ничего у Запада не получится с точки зрения решения задачи по обвалу российских доходов от нефти, потому что в санкционные списки вносится танкер, дальше он перерегистрируется в другом реестре, получает другого страховщика, другого владельца и другой флаг и продолжает работать. Танкеров достаточно много, все их уничтожить через санкции не получается. Плюс современный Юг и современный Восток стали довольно серьезными игроками на международной арене, и так просто им сказать, что ваши страховки, или реестры, или флаги неправильные, как-то не очень получается. Ведь международное право в том варианте, в котором оно общепризнано, исходит из принципа равенства участников международных отношений, кроме нелегальных, и сказать, что страховка из страны глобального Юга или Востока чем-то хуже и не подходит для танкеров, которые проходят через Датские проливы, очень сложно. Это то же, что сказать: вы знаете, можно купить телевизор, который сделан в одной стране, но нельзя купить телевизор, который сделан в другой стране. Будем вносить больше танкеров в санкционные списки, будем смотреть на страховки, но если не будут останавливать танкеры силовым путем, проверять у судовладельцев или у экипажа правильность документов, если до этого не дойдет, то ничего они не смогут сделать, а если дойдет, то мы сможем увидеть новый уровень эскалации конфликта».

Для включения танкеров теневого флота в санкционные списки понадобится единогласное решение всех 27 стран ЕС. Однако такие решения, как показывает практика, бывают далеко не всегда.

Источник: BFM.RU, 17.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики