Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

Киев и Варшава приступили к созданию восточноевропейского газового хаба, призванного обеспечить регион топливом взамен традиционных российских поставок, сообщил замминистра энергетики Украины Николай Колесник. Хотя собственных ресурсов Украине хватает только для внутреннего потребления. И похоже, под разговоры о хабе там рассчитывают сторговаться с европейскими партнерами о переносе точки сдачи-приемки газа к границе с Россией, чтобы далее по украинской территории уже прокачивалось как бы европейское голубое топливо, допустили эксперты.

Завершение транзита российского газа открывает возможности для конкуренции новых маршрутов и ресурсов – к ним относится и сжиженный природный газ (СПГ), чья доля возрастает в энергетическом балансе ЕС. Об этом заявил в четверг журналистам замминистра энергетики Украины Николай Колесник. Он подчеркнул, что срок действия соглашения с Россией о транзите газа завершается 1 января 2025 года, и в Киеве не планируют его продлевать При этом Украина и Польша начали сотрудничество по созданию восточноевропейского газового хаба, призванного обеспечить регион топливом взамен традиционных российских поставок. Украинская сторона уже предложила польским партнерам подписать соглашение, позволяющее развивать межгосударственные точки входа-выхода на газотранспортных системах (ГТС) между двумя странами и увеличивать их пропускную способность, указал замминистра.

Впрочем, в опубликованном в начале декабря сообщении пресс-служба оператора ГТС информировала о новых соглашениях с Варшавой не об экспорте, а об импорте. Так, с польской Gaz-System была достигнута договоренность об увеличении гарантированных мощностей импорта газа для Украины в объеме 5,15 млн куб. м в сутки. Это должно помочь украинской стороне обеспечить безопасное прохождение отопительного сезона. Обновляемые мощности станут доступны с 1 января по 30 сентября 2025 года и впервые будут предлагаться на месячном аукционе 16 декабря 2024 года. Также заказчики транспортных услуг смогут получить доступ к бронированию указанной мощности на квартальных, месячных, суточных и внутрисуточных аукционах согласно календарю ENTSO-G, уточнили в пресс-службе.

При этом, как отметил далее в своей статье киевский отраслевой аналитик Игорь Маскалевич, хотя по сравнению с прошлыми показателями транзит газа сократился в девять раз – со 136 млрд куб. м в 2004 году до прогнозируемых 15,4 млрд в текущем году, – прекращение действия упомянутого газового соглашения с РФ чревато множеством малоприятных последствий для Украины. В частности, в нынешнем зимнем сезоне (как и в последующих) предполагается снижение объемов импорта газа от соседних стран, прежде всего Словакии и Венгрии. «Поэтому в расчеты МВФ о возможном импорте Украиной 2–3 млрд куб. м верится с трудом. У соседей физически нет этого ресурса. Да и цены, стремящиеся к 500 долл. за тысячу кубометров, нас не очень устраивают», – аргументировал Маскалевич. А в таких условиях, продолжил он, Украине во второй раз за свою историю придется пройти зиму за счет собственных ресурсов и своей добычи. В прошлом году это получилось. Правда, с начала масштабного военного конфликта с Россией в феврале 2022 года необходимый объем газа уже снизился примерно на 30%. А к ноябрю текущего года удалось накопить 12,9 млрд куб. м – этого пусть и впритык, но должно хватить. Однако еще никогда не было накоплено так мало газа на входе в зиму, констатировал аналитик. К тому же, по его словам, продолжающиеся обстрелы по украинской энергоинфраструктуре, включая подземные газохранилища (ПГХ), напугали западных трейдеров и страховщиков. И если в прошлом году всего в украинские ПГХ было закачано более 5 млрд куб. м газа в режиме «таможенный склад», то к началу нынешнего сезона фиксировалось в восемь раз меньше – 370 млн куб. м. И половину этого объема уже скачали, подчеркнул Маскалевич.

Но в таких условиях насколько реалистичны рассуждения представителей Киева об организации альтернативных экспортных потоков и создании новых хабов, если газа для зарубежных поставок у Украины нет и она сама вдобавок нуждается в поддержке? Притом что и обещанная замминистра Колесником замена трубопроводного российского газа на заведомо более дорогой СПГ для Киева изначально выглядит проигрышным вариантом.

Действительно, пока тут просматривается больше вопросов, чем ответов, подтвердил в комментарии для «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. К примеру, подчеркнул он, совершенно непонятно, какой газ предполагается качать. И также неясно, зачем подобные проекты нужны той же Польше или другим странам ЕС. Ведь если речь идет о хранении газа, то украинские ПГХ, чье состояние оказалось под вопросом после российских ударов, им не нужны. На сегодня в Евросоюзе построили много собственных подземных хранилищ. И если раньше, до 2022 года там закачивали примерно 85–88% нужных объемов к началу отопительного сезона, то в прошлом году накопили почти 100%, а к началу текущей зимы – около 96%. Кроме того, в Европе постарались снизить потребление голубого топлива. В то же время и строить новые СПГ-терминалы в расчете на украинское направление для европейских стран вряд ли целесообразно, когда на их собственных территориях они сейчас загружены наполовину.

Такое ощущение, заметил Юшков, что в Киеве заявляют о возможности новых газовых проектов лишь бы как-то обосновать свое намерение прекратить прокачку российского газа. Хотя на практике, похоже, отказываться от его транзита не хотят, а просто надеются сторговаться о новых условиях. При этом обсуждавшаяся ранее в СМИ схема с участием Азербайджана, который от лица «Газпрома» оказывал бы услуги по бронированию поставок газа, не представляется реалистичной. Видимо, более жизнеспособным для Киева выглядит вариант подписания с европейскими компаниями соглашения о переносе точки сдачи-приемки на границу с Россией, чтобы далее по украинской территории уже транспортировался как бы европейский газ. В этой связи от Киева также потребуется проведение давно предусмотренных аукционов. Притом что прекращение российского транзита и для его европейских партнеров чревато определенным негативом. Даже если приобретать норвежский газ или СПГ вместо российского топлива, цены на энергоресурсы неизбежно возрастут, что в итоге приведет к усилению процессов деиндустриализации в ЕС, определил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

К слову, как подчеркивалось в процитированном на днях киевскими СМИ аналитическом комментарии Еврокомиссии в преддверии завершения срока действия транзитного соглашения между Украиной и Россией, в ЕС успели подготовиться к соответствующему сценарию и нашли альтернативные источники поставок. Как отмечалось, всего в мире ежегодно производится более 500 млрд куб. м СПГ, а потому замена около 14 млрд куб. м российского газа, поставлявшегося транзитом через Украину, будет иметь незначительное влияние на цены на природный газ в европейских странах, уточнили аналитики. И вместе с тем признали: несмотря на снижение цен на газ по сравнению с пиковыми уровнями периода энергетического кризиса 2022 года, они остаются довольно высокими. Многие европейские домохозяйства и предприятия до сих пор сталкиваются с трудностями из-за значительных счетов за энергоносители. И наблюдавшийся уже в этом месяце очередной ценовой всплеск усилил общую обеспокоенность, поскольку даже незначительные сбои способны влиять на хрупкий баланс рынка, заключили авторы.

Автор: Наталья Приходко

Источник: НГ, 19.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики