Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бьют не по паспорту, а по лицу (аудио)

Бьют не по паспорту, а по лицу (аудио)

В гостях у Елены Щедруновой директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в эфире радио «Вести ФМ».

Щедрунова: Всем добрый вечер! У нас в студии генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Здравствуйте, Константин!

Симонов: Добрый вечер!

Щедрунова: Говорить мы будем, естественно, об энергетике, тем более есть о чем поговорить, но не только. А поскольку Константин любит нам рассказывать все подробно про газ и частично про нефть, но думаю, что сегодня мы посвятим этому максимум первую часть программы. Константин, я вот специально акцентирую на этом ваше внимание.

Симонов: Но я люблю рассказы, потому что это наше все, как вы понимаете. Половина доходов прямых — это бонус нефтегазовых компаний.

Щедрунова: Ну, вот с точки зрения Константина, наше все, да. «Газпром» и все остальные нефтяные компании.

Итак. Начинаем мы с сегодняшнего сообщения о том, что переговоры России и Евросоюза по третьему энергопакету ЕС зашли в тупик. Сейчас Константин нам коротенечко напомнит, в чем там, собственно, проблема, в чем суть этого третьего пакета, а потом мы поговорим о том главном в сегодняшней ситуации заявлении, которое сделал наш министр энергетики Сергей Шматко. Он сказал, что на самом деле будем заниматься формированием транспортной инфраструктуры в сторону востока и там же искать партнёров. Вот насколько реальны эти планы, в смысле поиска партнеров. Но сначала про третий энергопакет ЕС. Коротко.

Симонов: Вы все время, Елена, задаете мне очень серьезные вопросы и все время просите коротко на них ответить. Это практически невозможно.

Щедрунова: Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. И коротко.

Симонов: Хорошо, попробую. Суть третьего энергетического пакета очень простая — разделение добывающего бизнеса и транспортного бизнеса. Таким образом по логике европейских чиновников, нужно отделить добычу от транспортировки.

Щедрунова: Ну, правильно. Одни производят, а другие продают.

Симонов: И соответственно, идея такая, что тот, кто добывает, не может быть собственником трубы. Это называется либерализация рынка. Европейские чиновники считают, что тем самым трубопроводный бизнес станет свободным, независимым, собственнику трубы будет все равно, какой газ по его трубе идет до покупателя. И по версии Европейского Союза, производители газа, лишенные трубы, будут биться друг с другом, чтобы предоставить конечному покупателю наиболее комфортные условия.

Щедрунова: Короче, будут бить за доступ к трубе. Давайте назовем вещи своими именами.

Симонов: Абсолютно правильно. Которая им недоступна, она будет либеральна. То есть, собственник трубы просто скажет: «Ребята, ну, я беру тариф за прокачку, мне все равно, российских газ, норвежский, еще какой».

Щедрунова: Кстати, я хотела бы… вот, здесь очень важное замечание на полях. Тариф на прокачку будет устанавливать Евросоюз. Это очень важно.

Симонов: В принципе тариф на прокачку он в перспективе должен все-таки устанавливаться, исходя из того, что Европейский Союз создаст единый рынок. И поэтому, в принципе в будущем, по версии Европейского Союза, будет все-таки невозможно, что в Польше один тариф, например, в Испании другой. Тут хитрость вовсе не в том, что тариф будет устанавливаться собственником при помощи европейских регуляторов, а хитрость в том заключается, что по логике, еще раз повторю, Европейского Союза, это позволит обеспечить конкуренцию производителей газа.

Вот на самом деле Россия очень болезненно относится к третьему пакету. Во-первых, она пытается выяснить, что же будет с теми активами, которые она уже приобрела.

Щедрунова: Нет, давайте говорить не «Россия приобрела», а компания «Газпром», которая последние годы очень активно занималась именно приобретением газотранспортной инфраструктуры…

Симонов: Я бы не сказал, что активно, честно говоря.

Щедрунова: …и все время стремилась. На самом деле, задача «Газпрома», об этом говорилось довольно открыто, было дойти до конечного потребителя.

Симонов: Абсолютно правильно. Я почему сказал Россия, потому что вот эту логику — давайте покупать газораспределительные сети, еще много лет назад озвучил Путин, который является премьером и скоро будет президентом, я думаю. Поэтому я и сказал, хотя вы справедливо поправили, что «Газпром» этим занимался, а не вся Россия. Так вот я думаю, что тут вся проблема в том, что мы вроде как по одной дороге ехали, а теперь Европейский Союз говорит: нет, эта дорога была неправильной, надо по другой дороге ехать. И мы спрашиваем, а что же делать с тем, что мы уже купили. Я не хочу сказать, что мы активно покупали, но действительно, определенные активы есть.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Источник: Вести ФМ, 24.10.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики