Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > 37 тысяч километров газовых труб через 5 дней станут металлоломом

37 тысяч километров газовых труб через 5 дней станут металлоломом

Эксперты: Украинская ГТС не переживет прекращения транзита российского газа

Где взять деньги на поддержание работы украинской ГТС и где взять газ, чтобы наполнять ее и поставлять топливо потребителям в Украине, задаются вопросом эксперты

Утром 1 января 2025 года могут прекратиться поставки российского газа через ГТС Украины в Европу. Президент РФ уже заявлял, что нового соглашения на транзит между РФ и Украиной точно не будет. Это подтвердили и в Киеве, точнее, это и была инициатива Украины. Сейчас эта труба, согласно договору должна прокачивать 40 млрд кубометров, хотя поставки идут в меньшем объеме из-за работы только одного направления данного транзита — через Суджу.

Остановка украинского транзита ставит много вопросов по энергообеспечению Европы, которые придется решать Брюсселю. Но кроме этого, возникает проблема самой ГТС, а именно кто ее будет содержать? Напомним, что газотранспортная система Украины была построена еще в советские годы и в лучшие времена была рассчитана на прокачку порядка 300 млрд кубометров в год, а ее протяженность составляет 37,6 тыс. км. Конечно, нынешние власти Киева ее урезали до самых минимальных значений, тем не менее эта газовая артерия требует серьезные финансовых вливаний для дальнейшей эксплуатации. Еще в 2021 году Владимир Путин говорил, что износ ГТС Украины составляет более 80%.

Опрошенные ТАСС эксперты, считают, что украинская газотранспортная система просто не переживет прекращения транзита российского газа, причем сразу по нескольким причинам.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач предполагает, что физическое отсутствие российского газа «добьет» ГТС. Директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев напоминает, что Украина не только потеряет транзитные доходы в размере $1,3 млрд (по другим оценкам, $700-800 млн, но это с учетом транзита только через одну ГИС Суджа), но и будет вынуждена перестраивать работу ГТС под внутренний рынок, что потребует дополнительных расходов, в частности увеличения потребления газа на технологические нужды для поддержания необходимого давления. То есть газовая система без российского газа просто не сможет физически нормально функционировать.

При этом Украине будет сложно привлекать и заемные средств, поскольку после прекращения транзита российского газа упадет цена всей системы, напоминает Гривач, — она будет не дороже стоимости металлолома.

Что касается идеи киевских властей создать с Польшей свой газовый хаб, то пока неизвестно, кто в этом заинтересован в ЕС, отмечает аналитик «Финам» Сергей Кауфман.

Белогорьев считает, что для хаба нужны большие объемы газа, которые можно будет перераспределять, но с прекращением транзита из России метана будет не хватать.

В то же время Гривач указывает, что крупные украинские ПХГ во Львовской области могут привлечь европейцев, но покупатели из ЕС захотят контролировать хранилища сами, без Киева.

Источник: OilCapital.ru, 26.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики