Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Черное и голубое: что ждет российский экспорт энергоносителей

Черное и голубое: что ждет российский экспорт энергоносителей

По различным оценкам, ценовая ситуация на мировых рынках энергоносителей в 2024 году в целом не благоприятствовала России. Каковы перспективы добычи и экспорта российских нефти, газа и угля в 2025 году — разбирался Forbes

Всемирный банк ожидает, что мировые цены на сырьевые товары в целом после снижения на 3% в 2024 году могут опуститься еще на 5% в 2025-м, достигнув самого низкого уровня с 2020 года. Об этом говорится в его последнем прогнозе товарно-сырьевых рынков. При этом цены на газ в 2025 году могут вырасти из-за роста спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а на уголь — продолжить снижение.

Многовато нефти

По оценке Всемирного банка, средняя цена на нефть марки Brent в 2024 году снизилась на 3% год к году — до $80 за баррель, а в 2025 году банк ожидает дальнейшего снижения до $73 за баррель за счет замедления мирового спроса, в первую очередь в Китае, роста добычи в ряде стран и наличия достаточных запасов. Всемирный банк полагает, что в 2025 году мировая добыча нефти по сравнению с 2024 годом вырастет на 2 млн баррелей в сутки (б/с), до 105 млн б/с, в основном за счет Бразилии, Канады, Гайаны и США, не входящих в ОПЕК+, при незначительном росте в странах самого альянса. При этом мировое потребление нефти, по прогнозу Всемирного банка, в 2025 году вырастет меньше чем на 1%, или примерно на 1 млн б/с, и, таким образом, в 2025 году предложение превысит спрос в среднем на 1,2 млн б/с. Абсолютных цифр потребления банк не приводит.

Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабрьском обзоре указывает, что в 2024 году на рынке мог образоваться профицит нефти порядка 0,1 млн б/с, в 2025 году он может вырасти до 0,9 млн б/с, а мировое потребление нефти в 2025 году должно увеличиться на 1,1 млн б/с, до 103,9 млн б/с. ОПЕК же в своем декабрьском обзоре спрогнозировала рост мирового потребления нефти со 103,8 млн б/с в 2024 до 105,2 млн б/с в 2025-м.

«Рост потребления нефти происходит так же, как и рост добычи, — отмечает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — Просто увеличение потребления будет идти не так быстро, как раньше считалось. Если ОПЕК+ пойдет на дополнительные ограничения добычи, возможно, он сумеет удержать цену, но это, честно говоря, маловероятно».

Стратегия низкой добычи, которой ОПЕК+ придерживается в последние годы, — это, по сути, единственное, что сегодня предотвращает значительное падение мировых цен на нефть, добавляет главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов. «Раньше ОПЕК+ поддерживала цены на высоком уровне, а сейчас удерживает ее от значительного падения, поскольку мы видим, что мировой спрос на нефть начинает постепенно замедляться». По его расчетам, мировой прирост добычи по итогам 2024 года составит 1-1,3 млн б/с главным образом из-за замедления китайской экономики. «Это структурное изменение для мирового нефтяного рынка, — считает Громов. — В ближайшие годы рост китайского спроса на нефть продолжит затухать и уйдет в ноль. На смену Китаю может прийти Индия, которая, по нашим оценкам, будет обеспечивать устойчивый годовой прирост спроса на уровне 200 000−400 000 б/с. Но в целом спрос на мировом рынке будет постепенно снижаться, а предложение будет расти быстрее спроса».

Россия, по мнению Громова, будет всячески поддерживать инициативы ОПЕК+ по ограничению добычи, чтобы поддерживать комфортный для бюджета уровень мировых цен на нефть. Громов полагает, что если цена опустится ниже $70 за баррель, то возникнет угроза понижения западными странами введенного для России ценового потолка и, соответственно, сокращения доходов федерального бюджета.

Вице-премьер Александр Новак также утверждал, что Россия не планирует увеличивать добычу нефти в 2025 году: «В 2024 году мы ожидаем 518-521 млн т, а на 2025 год [планируем] примерно те же самые уровни».

По оценке Минфина, нефтегазовые доходы за 11 месяцев 2024 года выросли в годовом исчислении на 25,7%, до 10,3 трлн рублей. При этом, напоминает Громов, отрасль столкнулась еще и с неожиданными и регулярными атаками беспилотников на объекты российской нефтепереработки и нефтебазы, что привело к возникновению рисков дефицита топлива для обеспечения внутреннего рынка, вводу запретов на экспорт бензина, а также вскрыло системные проблемы в обеспечении российских НПЗ необходимым оборудованием и инжиниринговыми услугами в случае их повреждения.

В 2025 году, по мнению Громова, перед российской нефтегазовой отраслью могут возникнуть новые вызовы, в частности, связанные с приходом к власти в США новой администрации во главе с Дональдом Трампом. «Пока нельзя сказать, что отношения России с Соединенными Штатами будут выстраиваться легче, чем в последние четыре года, — считает Громов. — Скорее всего, риски дальнейшего ужесточения санкционного давления на Россию возрастут». Среди таких рисков Громов называет перспективу снижения ценового потолка на российскую нефть и нефтепродукты.

Газ на перепутье

Всемирный банк оценивает средние цены на газ в Европе в 2023 году в $469 за 1000 куб. м, в 2024 году — в $387 за 1000 куб. м, а в 2025 прогнозирует рост до $412 за 1000 куб. м.

«По-видимому, следует ожидать, что в 2025 году будет прекращен газовый транзит в Европу через Украину и российская газовая отрасль будет окончательно развиваться только в восточном и южном направлениях с сопутствующими издержками, связанными с необходимостью строительства новой инфраструктуры, с более низкими контрактными ценами и фактически завершением эпохи, когда «Газпром» формировал важный центр прибыли для российского бюджета, важный центр доходов, — говорит Громов из ИЭФ. — «Газпром» теперь нуждается в дополнительных бизнесах, которые поддерживали бы эту компанию на плаву: сейчас его дочерняя компания «Газпром нефть», по сути, вносит основной, если не сказать решающий, вклад в обеспечение позитивных результатов работы группы».

Если украинский транзит прервется, то Россия, безусловно, потеряет половину поставок в Европу, добавляет Митрахович из Финансового университета. «За счет роста цены на оставшуюся половину поставок через Турцию какую-то часть потерь «Газпром» сможет компенсировать», — допускает он. Конечно, перспективы роста поставок за рубеж ограничены, продолжает Митрахович: контракта по новому газопроводу в Китай «Сила Сибири — 2» до сих пор нет, и варианты поставок в Китай через Центральную Азию пока остаются в области желаний.

В сентябре вице-премьер Александр Новак говорил, что рост добычи газа в России по итогам 2024 года может составить 10%, или порядка 60 млрд куб. м к предыдущему году, когда было добыто 636,9 млрд куб. м. А в декабре он подтвердил, что Россия будет увеличивать добычу газа как в 2024-м, так и в 2025 году.

По оценке директора по исследованиям ИЭФ Алексея Белогорьева, в 2024 году добыча газа в России могла увеличиться несколько меньше — на 7%, или на 45 млрд куб. м к 2023 году, до 682 млрд куб. м, при этом не добирая примерно 80 млрд куб. м до уровня пикового 2021 года. «Добыча в течение всего года росла на фоне более холодных погодных условий в России и дополнительного импорта со стороны ЕС и Узбекистана, — сказал он Forbes. — Поставки в Китай по «Силе Сибири» также резко выросли — на 8 млрд куб. м год к году, но с ними никаких сюрпризов не происходило, примерно такой рост изначально и закладывался в прогнозы».

Белогорьев ожидает, что в 2025 году добыча также вырастет, но незначительно, скорее всего, на 2-3 млрд куб. м в год. Резкое сокращение украинского газового транзита будет компенсировано выводом на проектную годовую мощность «Силы Сибири» и увеличением поставок в Центральную Азию, считает он. «Внутреннее потребление чуть-чуть просядет, а увеличение экспорта сжиженного природного газа будет, к сожалению, более чем скромным, вероятно, лишь на 3 млрд куб.м в год из-за проблем с газовозами и сбытом «Арктик СПГ 2» и возможного начала снижения импорта российского СПГ со стороны ЕС во второй половине года», — полагает Белогорьев.

В отношении российского сектора СПГ были введены беспрецедентные санкции, которые, по всей видимости не позволят России реализовать планы по наращиванию его производства и экспорта в задуманных объемах, соглашается Громов из ИЭФ.

Уголь сулит выгоду всем, кроме России

По оценке МЭА, потребление угля в мире в 2024 году могло вырасти всего на 1% в годовом исчислении, но при этом достичь рекордного уровня в 8,77 млрд т. МЭА ожидает, что в 2025 году мировое потребление угля будет стабильным и вырастет лишь на 0,3%, до 8,80 млрд т, а общая добыча в 2025 году снизится на 0,7%, до 9,01 млрд т.

Человечество продолжает употреблять рекордное количество угля, подтверждает Митрахович из Финансового университета. «Уголь уже не кажется топливом XIX века, — говорит он. — Понятно, что в будущем потребление угля будет снижаться в пользу газа и атомной энергии, но сейчас этого не происходит».

Если мировой экспорт угля в целом остается выгодным, то российские экспортеры являются единственным исключением, указывает МЭА. По его оценке, экспорт российского угля мог снизиться с 2023 по 2024 год на 5,7%, до 199 млн т, и будет снижаться еще на 7%, до 185 млн т в 2025 году.

Добыча угля в России составляла 439 млн т в 2023 году, в 2024-м снизится на 2,7%, до 427 млн т, и продолжит снижение на 2,6%, до 416 млн т в 2025 году, подсчитала МЭА.

По словам Новака, Россия намеревается в 2025 году экспортировать угля не меньше, чем в 2024-м. При этом он сообщил, что ожидает снижения добычи в 2024 году на 1% по сравнению с 2023 годом и поддержания этого уровня в 2025 году. Он не привел расчетных физических объемов.

Сейчас российская угольная отрасль находится в кризисной ситуации, а рентабельность экспортных поставок — под давлением высоких логистических издержек и низких мировых цен, комментирует ситуацию эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. «Перспектив для качественного улучшения ситуации в ближайшее время не видно, и с этой точки зрения оценки МЭА выглядят близкими к реальности, — говорит он. — Однако ситуация может улучшиться, прежде всего, за счет вмешательства государства: к примеру, фактором поддержки выступает отмена экспортных пошлин. Помочь отрасли также могли бы скидки РЖД на вывоз угля в западном направлении и ослабление рубля». Привязанные к курсу доллара пошлины на вывоз многих экспортных товаров, в том числе угля, были введены с 1 октября 2023 года до конца 2024 года. Они были приостановлены в отношении энергетического угля с 1 мая 2024 года, а с 1 декабря пошлина была отменена и в отношении коксующегося угля.

Старший эксперт ИЭФ Александр Титов сказал Forbes, что его оценка более близка к оценке Новака, чем МЭА. «Мне кажется, что 2024 год был совсем слабым для российской угольной отрасли, поскольку сошлись и низкие цены на уголь в первой половине года, и обострение проблем с его транспортировкой по сети РЖД во второй», — говорит он. Поэтому, по его мнению, в 2025 году за счет низкой базы 2024-го возможен как рост отрасли, так и ее стабилизация на прежнем уровне. По словам Титова, инфраструктурные проблемы с РЖД влияют на экспорт угля гораздо сильнее, чем санкции. А среди основных рисков для российских угольщиков, которые могут привести к сокращению и экспорта, и добычи в 2025 году, Титов называет рост добычи и импорта со стороны Китая. Кроме того, негативно может повлиять рост поставок Индонезией, Австралией и ЮАР, в случае чего российскому углю будет еще сложнее конкурировать. Другой риск — смена приоритета на перевозки угля по РЖД, что может привести к сокращению его вывоза.

Снижение поставок российского угля на мировой рынок в 2024 году связано в первую очередь с ужесточением конкуренции в мировой угольной отрасли, а также с введением санкций против российских угольных компаний, которые привели к отказу части покупателей от поставок, и сложностями с логистикой его поставок на экспорт: высокой загрузкой Восточного полигона, недостаточной пропускной мощностью других маршрутов и проблемами с перевалкой угля в российских портах, резюмирует ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 27.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики