Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Производителей топлива поддержат, нефтяникам увеличат налоги

Производителей топлива поддержат, нефтяникам увеличат налоги

Правительство с 2025 года меняет некоторые условия налогообложения для нефтегазовой отрасли. С одной стороны, нефтепереработка получит поддержку, а производители сжиженного природного газа (СПГ) - стимулы для развития. С другой - нефтедобывающие компании ожидает рост налоговой нагрузки. Также отдельно вырастут налоги для "Транснефти" и флагманского проекта "Лукойла" на Каспии. Закон с соответствующими изменениями в Налоговом кодексе публикует "Российская газета".

Как отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, решение об увеличении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль носит внеплановый характер и обусловлено необходимостью мобилизации ресурсов в текущих геополитических и экономических реалиях.

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получили отсрочку на проведение модернизации и строительство новых мощностей переработки на своих предприятиях. Это позволит им продолжать возвращать уплаченный акциз на нефть (обратный акциз), направляемую на переработку на этих заводах, и получать инвестнадбавку (30% от обратного акциза). На модернизацию дана отсрочка - 3 года, но для ускорения процесса к обратному акцизу будет применяться коэффициент - 0,66 в 2026 году и 0,33 в 2027 году. Инвестнадбавку компании смогут получать до 2033 года, но ее объем не может быть больше, чем сами инвестиции.

Как пояснили "РГ" в Минэнерго, продление сроков для получения инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье позволит завершить программу модернизации НПЗ и обеспечить дополнительный приток инвестиций в российскую нефтепереработку. 

Хорошие новости есть также для производителей СПГ на Ямале, а именно для компании "НОВАТЭК". С 2028 года обнуляется ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче газа и газового конденсата из ачимовских и юрских отложений на Ямале, если добываемое сырье направляется на предприятия для производства СПГ. Этим условиям соответствует Южно-Тамбейское месторождение - сырьевая база для завода "Ямал СПГ".

По словам партнера департамента налогового и юридического консультирования Kept Олеси Никифоровой, обнуление НДПИ на газ направлено на поддержку существующих арктических СПГ-проектов и является продолжением политики стимулирования освоения трудноизвлекаемых запасов газа. 

Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов Валерий Андрианов, едва ли обнуление существенно поможет стимулированию новых СПГ-проектов. Их реализации препятствуют совсем другие факторы, не связанные с налогами (СПГ-проекты и так имеют широкую гамму налоговых преференций). Главное препятствие - это отсутствие газовозов для вывоза сжиженного газа и санкции, введенные против перевалочных пунктов "на выходе" с Северного морского пути (СМП).

Также правительство утвердило разделение обнуления выплат нефтяникам по демпферу (компенсации из бюджета нефтеперерабатывающим заводам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Сейчас, если на бирже цена на бензин отклоняется более чем на 10% или по дизельному топливу (ДТ) на 20% от индикативной цены (установленной государством), то платежи не производятся по обоим видам топлива. С 2025 года выплаты будут обнуляться только по тому виду топлива, которое превысило пороговые значения в среднем за месяц.

Станкевич поясняет: разделение демпфера на бензин и дизель снижает риски обнуления выплат производителям топлива, что, как следствие, будет способствовать устойчивости и сбалансированности внутреннего рынка, сохранению объемов выпуска нефтепродуктов и сглаживанию ценовой волатильности.

А вот для нефтедобывающих компаний нагрузка вырастет. Во-первых, меняется методика определения цены российской нефти, используемой для расчета основного налога отрасли - НДПИ, который выплачивается с объемов добычи. Сейчас для этого используется стоимость нефти марки Urals (ранее основной экспортный сорт нашей нефти) в западных портах России плюс два доллара за доставку. С 2025 года в расчете цены нефти для налогообложения будет учитываться более дорогой сорт - ESPO. Он экспортируется из порта Козьмино на Дальнем Востоке и поставляется в Китай по нефтепроводу. Цена Urals будет считаться с коэффициентом 0,78, ESPO - 0,22. Плюс доставка.

По оценке главы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Симонова, использование ESPO в расчетах поднимет цену нашей нефти на 1,8 долл. за баррель. Эксперт подчеркивает, что ФНЭБ не производил расчеты, насколько это увеличение цены нефти повлияет на объем платежей в бюджет, но есть сторонние оценки. По ним один доллар в цене российской нефти увеличивает доходы казны на 1,5-2 млрд долл. в год. То есть подорожание на 1,8 долл. - это 2,7-3,6 млрд долл. (290-390 млрд руб.) дополнительных налогов с нефтедобывающих компаний. Причем Симонов уверен, что следующим шагом будет увеличение стоимости доставки в расчете цены, что также отразится на итоговой стоимости нашей нефти для расчета налогов.

Также с 2025 года на 5 лет отменяется вычет по НДПИ на газовый конденсат, добываемый для производства широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) - пропана, бутана и проч. Это добавит бюджетной системе около 40 млрд руб. ежегодно, уточняет Станкевич.

Среди других изменений больше всего шума наделал рост налога на прибыль для "Транснефти" с 25% до 40% сроком на 6 лет. По словам Станкевича, компания будет отчислять в бюджет до 70 млрд руб. ежегодно, и она, в свою очередь, не оставит попыток дополнительной индексации тарифов на свои услуги.

Кроме того, с 34% до 40% поднят налог на прибыль для месторождения им. Филановского на Каспии, которое разрабатывает "Лукойл", при этом оно также имеет льготу по выплатам НДПИ (15% от цены нефти Urals). По словам Станкевича, повышение налога на прибыль для этого месторождения принесет бюджету дополнительно 10 млрд руб.

Симонов считает, что менять правила игры и повышать налоги для трудных, дорогих, высокотехнологичных, шельфовых проектов в корне неправильно. Такие проекты, наоборот, надо поддерживать, у нас большая часть шельфовой добычи - это Соглашения о разделе продукции с иностранными компаниями. Сейчас такой формат невозможен. А здесь полностью российский проект, которому мы повышаем налоги. Это может повлиять на дальнейшие инвестиции компании в другие проекты на Каспии и не только там, считает эксперт.

С этим мнением согласен заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, который подчеркивает, что любые повышения налогов для нефтяной отрасли сегодня неоправданны, тем более для шельфового месторождения, которое самостоятельно разрабатывается отечественной компанией.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 03.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики