Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Заморозка» тарифов естественных монополий нужна для выборов

«Заморозка» тарифов естественных монополий нужна для выборов

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Зима как стихийное бедствие: в каком состоянии инфраструктура страны?» Ее участники считают планы правительства по сдерживанию роста тарифов естественных монополий предвыборными обещаниями, и не исключают, что данная мера может в будущем, напротив, «разогнать» цены на жилищно-коммунальные услуги.

Осенью текущего года российское правительство приняло решение о существенном ограничении роста тарифов естественных монополий в 2012 году, что, по замыслу властей, позволит серьезно сдержать цены на услуги ЖКХ. Помимо этого, со следующего года правительством решено применить новую схему индексации тарифов — она будет происходить не 1 января, а 1 июля, когда расходы на освещение и обогрев помещений существенно ниже. В то же время, участники организованной «ФИНАМом» конференции считают, что обозначенные инициативы связаны с предстоящими выборами, и административное сдерживание тарифов приведет к увеличению темпов их прироста в дальнейшем. «Принудительное „замораживание“ тарифов всегда приводит к их ускоренному росту впоследствии. Посмотрите статистику роста тарифов за предыдущие годы, начиная с 1998», — рекомендует разработчик Жилищного кодекса Дмитрий Хомченко.

Мнение коллеги разделяет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, по мнению которого после окончания электорального цикла тарифы неизбежно компенсируют период «заморозки». «Энергетическим компаниям необходимо исполнять свои инвестиционные программы, которые были составлены из расчета минимального роста тарифов в районе 12–15% в год, — объясняет эксперт. — Уже стало известно, что „РусГидро“ может сократить инвестиционную программу 2012 года более чем на 25%. Подобные цифры и у „ФСК“. Форсированный рост тарифов стоит ожидать поэтапно в июле 2012 года и с января 2013 года».

Размер повышения тарифов естественных монополий уже определён на следующий год и далее, напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Повышаться первый раз они будут летом. Но так как граждане не получают услуги напрямую от естественных монополий, а между ними есть множество нужных и не очень посредников, то не исключено, что рост конечных тарифов действительно будет происходить ускоренными темпами. Тем не менее, существует контроль над ними и со стороны федеральных властей, и со стороны региональных и муниципальных властей, да и сами граждане очень бурно реагируют на рост тарифов. Поэтому, я думаю, что „самые ретивые“ организации, предоставляющие услуги ЖКХ и увеличившие тарифы больше всех, получат по „шапке“ и их заставят умерить свои аппетиты и снизить тарифы, точнее, замедлить их рост».

По мнению завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, предсказать, как будет выглядеть ситуация с тарифами, сложно, ведь ЖХК — сектор непредсказуемый: «Тарифы в системе ЖКХ зависят от ряда факторов — от стоимости энергоносителей, уровня зарплат и, конечно, „серого“ оборота. Если цены на газ, например, будут расти меньшими темпами, то и стоимость услуг ЖКХ будет увеличиваться медленнее. В целом же, уже сейчас по доле совокупного дохода, который население направляет на оплату коммунальных услуг (10–12%, а по наиболее бедным слоям — 16–20%), мы вышли на уровень многих развитых стран». Опережающий рост тарифов на ЖКХ, по мнению эксперта, может привести к очень негативным социальным последствиям и отрицательно сказаться на потребительской активности населения.

Источник: Финам.RU, 25.10.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики