Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Алиев хочет поднять отношения с США «на стратегический уровень»

Алиев хочет поднять отношения с США «на стратегический уровень»

Если обе стороны будут заинтересованы, Баку и Вашингтон смогут добиться настоящего масштабного прорыва в двусторонних отношениях, заявил президент Азербайджана. Помимо этого, он напомнил Армении о необходимости открытия Зангезурского коридора, который через территорию Армении связывает Азербайджан с областью Нахичевань

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о намерении поднять американо-азербайджанские отношения «на стратегический уровень». Если обе стороны будут заинтересованы, Баку и Вашингтон могут добиться настоящего масштабного прорыва в двусторонних отношениях, считает президент Азербайджана.
Сегодня Алиев принял спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Магдалену Гроно. В ходе встречи она выразила глубочайшие соболезнования в связи с авиакатастрофой азербайджанского самолета и надежду, что все причины произошедшего будут тщательно расследованы. Гроно также отметила, что Азербайджан внес важный вклад в энергетическую безопасность Европы, и подчеркнула важность сотрудничества в этой сфере. Свидетельствует ли такой поворот лицом к Западу об охлаждении отношений с Россией?
Говорит политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев:

«Я не думаю, что речь можно вести о некоем вынужденном развороте, потому что Баку всегда довольно активно сотрудничал с Западом, в частности в энергетической сфере, и с ЕС. Вспомним июльский визит 2022 года Урсулы фон дер Ляйен, где были заключены достаточно широкие договоренности. Да, азербайджанским властям действующим не все нравится в гуманитарной политике некоторых европейских структур, в частности не имеющего реального веса Европарламента, откуда иногда слышатся отдельные заявления, и реакция идет достаточно резкая. Но в целом наиболее важный орган ЕС — это Еврокомиссия, с которой у Баку развивается достаточно продуктивное и прагматичное сотрудничество по различным направлениям. Прежде всего это, конечно, комплекс вопросов, связанных с нефтью и газом, а также с электрическим подводным кабелем, если вы помните, по дну Черного моря в сторону Румынии и Болгарии, это и альтернативная энергетика. Так что здесь, как мне кажется, не стоит это напрямую связывать с той декабрьской историей — катастрофой самолета, которая стала поводом для некоторых антироссийских и, скажем так, недружественных в сторону России выпадов. Здесь, как мне кажется, идут параллельные процессы, которые не нужно связывать между собой».

Также Алиев заявил о готовности открыть Зангезурский коридор, пролегающий через территорию Армении, вне зависимости от желания Еревана.

В отличие от Нагорного Карабаха, Сюникенская область, расположенная на Зангезурском нагорье, является международно признанной территорией Армении. Она отделяет Азербаджан от его анклава — Нахичеванской области, которая граничит с Арменией, Ираном и Турцией.
Захват Зангезурского коридора мог бы позволить Азербайджану установить прямое сухопутное сообщение с главным партнером — Турцией. Однако некоторые эксперты считают, что план Баку заключается в открытии не только сухопутного коридора, но и газового сообщения с Турцией, что позволит усилить позиции Азербайджана и ослабит российские возможности.
Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«На самом деле Зангезурский коридор прежде всего рассматривается как вариант сухопутного сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью, но идея строительства газопровода из Азербайджана в Турцию на самом деле связана с попыткой Турции накачать идею своего превращения в газовый хаб. И в этом плане Турция сейчас коллекционирует самые невероятные газотранспортные проекты, которые ведут на ее территорию. Почему? Потому что Турция, на самом деле, с подачи ЕС пытается как раз показать свою значимость как газового хаба. Ну, собственно, и мы тоже подыграли этому сюжету, мы тоже предложили идею создания турецкого газового хаба. Но для Турции российского газа мало, она хотела бы, конечно, стать основной точкой входа различных поставщиков на европейскую территорию. Ну и, конечно, мечта Турции, чтобы на границе Турции и ЕС возник вот этот самый газовый хаб, где европейские компании как на восточном базаре могли бы выбирать поставщика по наиболее приемлемой цене. Хотя на самом деле Зангезурский коридор, мягко говоря, не самое очевидное решение. То есть если нужно, в версии турецких экспертов, построить больше газопроводов из Азербайджана в Турцию, то явно не нужно здесь использовать Зангезурский коридор, он и геологически будет непростым, если мы говорим про строительство газопровода. Но думаю, что многие идеи сильно преувеличены, и я практически не сомневаюсь, что никакого строительства газопровода по Зангезурскому коридору не будет, просто в этом нет ни малейшего смысла. Но как фантазия турецкой стороны это вполне возможно. При этом на самом деле тоже не надо забывать, что потенциал роста газодобычи в Азербайджане довольно ограничен, поэтому у Азербайджана нет лишнего газа и строить трубу в Турцию через вот эту очень сложную геологическую артерию — Зангезурский коридор — нет ни малейшего смысла. Но еще раз повторю: Турция с удовольствием напоминает о всех, даже самых безумных проектах газопроводов, которые ведут в Турцию, и напоминает Брюсселю, что вот, смотрите, Турция готова стать газовыми воротами в Европу. И тут может быть и Азербайджан, и все-все-все газодобывающие страны, которые теоретически могли бы трубопроводным способом поставлять газ в Европу».

Официальный Баку на протяжении многих лет настаивает на том, что Азербайджан должен иметь связь с Нахичеванью через Сюник без таможенного и пограничного контроля.

В ответ на заявления Баку о необходимости открытия Зангезурского коридора Ереван неоднократно подчеркивал, что «в переговорном процессе отсутствует логика коридоров». Армянская сторона заявляет, что любые транспортные маршруты должны быть под суверенитетом и юрисдикцией соответствующей страны, а также функционировать на основе принципов равенства и взаимности.

Источник: BFM.RU, 08.01.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики