Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что стоит за сделкой между «Газпромом» и немецкой Wintershall

Что стоит за сделкой между «Газпромом» и немецкой Wintershall

Вхождение «Газпрома» в проекты в Северном море отражает стремление Путина активнее участвовать в любых проектах за рубежом

Договоренности между «Газпромом» и Wintershall, предусматривающие возможность совместного освоения двух участков ачимовских отложений Уренгойского месторождения, а также получение «Газпромом» долей участия в нефтегазовых проектах Wintershall по геологоразведке и добыче в Северном море как нельзя лучше отражают современное состояние отношений между «Газпромом» и западными энергетическими компаниями. В отличие от европейских регуляторов, в диалоге с европейскими концернами у «Газпрома» как раз все в порядке. У нас многие воспринимают Европу как единый организм, что в принципе неверно. Это слишком сложный клубок из различных интересов. И на самом деле европейские энергетические гиганты оказались в одной лодке с «Газпромом» — их также преследуют европейские регуляторы, хотя бы в рамках известного «Третьего энергетического пакета».

Путин, как известно, воспринимает третий пакет не иначе как угрозу российскому присутствию на европейском рынке газа. Тем более что из него вытекает общее недоверие Брюсселя к России как газовому поставщику. Поэтому Путину важно показать солидарность противников третьего документа. Которая выражается, в том числе, и в недавно оформленном участии Wintershall в морской части проекта «Южный поток», где немецкая компания имеет теперь 15%. «Южный поток» никак не может получить от Брюсселя исключения из правил третьего пакета. А вхождение немецкой компании в проект вызвало очень нервную реакцию европейского комиссара по энергетике Гюнтера Эттингера.

В новой сделке немцы проявили и свойственную им прагматичность: в отличие от «Северного потока», для Wintershall участие в черноморской трубе выглядит не столь уж привлекательной идей. Но это сегодня один из приоритетов Путина. И, помогая в этом, Wintershall справедливо рассчитывал получить от Путина ответные уступки. Собственно, они и последовали.

Связь уренгойского проекта с «Южным потоком» очевидна. На самом деле эти соглашения для внимательного наблюдателя за газовой отраслью сенсацией не являются. Ведь еще 10 марта «Газпром» и Wintershall подписали Меморандум, предусматривавший возможность освоения на паритетных началах двух дополнительных участков ачимовских отложений Уренгойского месторождения. В нем же была зафиксирована и возможность получения «Газпромом» долей участия в проектах Wintershall по геологоразведке и добыче в Северном море. А уже 21 марта между двумя компаниями был подписан Меморандум о присоединении Wintershall к реализации морского участка «Южного потока». Вот и теперь определение условий участия Wintershall в «Южном потоке» и Уренгойском проекте шло в паре.

Что касается вхождения «Газпрома» в проекты в Северном море, то это отражает стремление российского премьера активнее участвовать в любых проектах за рубежом. Ранее его привлекали активы в сегменте downstream. Но в газовом бизнесе для такой экспансии в строну Европы стали выстраиваться серьезные преграды, а третий пакет и вовсе закрыл эту возможность. Однако обуявшую жажду глобальности это не приглушило. С тех пор наши компании бегают по миру в поисках проектов в upstream. Я лично не считаю это разумным. Одно дело, когда этим занимаются западные мейджоры, в странах проживания базовых акционеров которых наблюдается очевидный дефицит запасов. Но в России с запасами, к счастью, все в порядке, поэтому слепое копирование стратегии западных энергетических концернов далеко не всегда разумно. Наоборот, западные концерны показывают очевидный интерес к РФ. И это тоже значимый тренд. Легкодоступных запасов в мире становится все меньше, да и находятся они в странах с огромными политическими рисками, на фоне которых Россия выглядит далеко не так и мрачно. Вопреки расхожему мнению, нерезиденты здесь особых притеснений не испытывают. По крайней мере, национализации их активов, как в Венесуэле и странах Ближнего востока, не было. Наиболее скандальные истории на экспроприацию не похожи. Скажем, Shell за контрольный пакет в «Сахалине-2» получила $7,45 млрд. А BP, сегодня испытывающая трудности с российскими партнерами в ТНК-BP, в свое время заплатила за половину компании около $7,5 млрд, притом что сегодня пакет стоит более $30 млрд.

В общем, пока мы в сравнении с другими богатыми ресурсами странами, особенно сотрясаемыми «арабской весной», выигрываем. В этом году было заключено уже несколько знаковых сделок. Total вошла в акционерный капитал НОВАТЭК и проект «Ямал СПГ», ExxonMobil заключил арктическую сделку с «Роснефтью». Индийская ONGC ведет переговоры о покупке доли в «Башнефти».

Ресурсный голод и ограниченность запасов у основных потребителей энергоресурсов гонит западные и восточные гиганты в Россию. При этом очевидно, что без нерезидентов мы свои проекты в добычном сегменте развивать уже не сможем. Их приход в добычу уже перестал восприниматься властями как нежелательный момент. Нерезиденты — это новые технологии, которые необходимы для освоения российских greenfields. Ведь дешевый в извлечении сеноманский газ у нас заканчивается. Это дополнительные капитальные вложения. Это разделение маркетинговых рисков и совместная сбытовая стратегия. Не забывайте, что «Газпром» вместе с Wintershall занимается прямыми продажами газа на рынке Германии, что позволяет «Газпрому» увеличивать выручку. Уже 20 лет действует компания Wingas — совместное предприятие «Газпрома» и Wintershall. Причем в 2007 году в рамках сделки по обмену активами российский концерн увеличил свое участие в проекте с 35% до 50% минус одна акция. Это произошло в рамках важного соглашения: немецкий партнер получил 25% минус три акции в «Севернефтегазпроме», разрабатывающем Южно-Русское месторождение в Западной Сибири. У «Газпрома» и Wintershall есть и другие совместные проекты. Еще в 1993 году было учреждено совместное предприятие Wintershall и «Газпрома» под названием Wintershall Erdgas Handelshaus Zug AG (WIEE). Его цель — поставки российского природного газа в страны Юго-Восточной Европы.

У кооперации с европейскими компаниями есть и еще один аспект. Это прекрасный способ для борьбы с воровством. В добычных и трубопроводных проектах, где нерезиденты будут акционерами, прозрачность при закупках и определении затратных смет будет выше.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Forbes.ru, 01.11.2011

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики