Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Казахстане расширили мегаместорождение: конфликт в ОПЕК+ неизбежен?

В Казахстане расширили мегаместорождение: конфликт в ОПЕК+ неизбежен?

На месторождении Тенгиз в Казахстане расширили добычу, начав ее на заводе третьего поколения (ЗТП). Эксперты опасаются, что страна снова не сможет выполнять квоты ОПЕК+, поднимая градус противостояния среди участников сделки.

«ТОО „Тенгизшевройл“ (ТШО) достигло важного рубежа в реализации проекта будущего расширения (ПБР), безопасно начав добычу сырой нефти на своем новом заводе третьего поколения (ЗТП) на Тенгизском месторождении», — сообщает компания.

Запуск производства на ЗТП знаменует начало постепенного наращивания добычи в ближайшие месяцы, добавили там.

«Как ожидается, (это) увеличит общий объем добычи сырой нефти на Тенгизе еще на 12 миллионов тонн в год. После выхода всех производственных объектов на полную мощность ожидается, что общий объем добычи сырой нефти достигнет порядка 40 миллионов тонн в год, что обеспечит дополнительную прибыль Казахстану за счет налогов, роялти и других прямых финансовых выплат», — заявили в «Тенгизшевройле».

Половина проекта принадлежит американской Chevron, а остальная часть распределена между казахстанской «КазМунайГаз» (20%), американской ExxonMobil (25%) и российским «Лукойлом» (5%).

Ранее, как сообщало EADaily, министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев заявил на выступлении в Мажилисе парламента в декабре, что страна планирует наращивать добычу нефти. Если в 2024 году производство нефти прогнозировали на уровне 88,4 млн тонн, то с 2026 года — свыше 100 млн тонн.

«„Тенгизшевройл“ реализует проект будущего расширения, который обеспечит прирост добычи нефти на 12 млн тонн в год. На „Карачаганаке“ завершены работы по 5-му компрессору, ведутся работы по вводу 6-го компрессора обратной закачки сырого газа, что обеспечит поддержание полки добычи на уровне 11−12 млн тонн в год», — говорил министр.

Добывающие компании могут направить дополнительные объемы нефти на переработку, так как страна испытывает дефицит топлива. Но свободных мощностей НПЗ нет. Власти планируют расширить вдвое Шымкентский НПЗ (до 12 млн тонн) и на 1,2 млн тонн увеличить производство на Атырауском НПЗ. Но это планируется сделать в 2028—2030 годах.

В результате у Казахстана становится все больше нефти для экспорта, что провоцирует снова нарушать квоты ОПЕК+, хотя в Минэнергостраны заявляли в декабре, что планируют придерживаться обязательств.

«Недавно проведенные ремонтные работы на крупных нефтяных месторождениях повышают технические возможности для увеличения текущего уровня добычи нефти, однако Казахстан планирует добычу нефти на 2025 год в соответствии со своими обязательствами по соглашению ОПЕК+ и представленным планом компенсации», — заявляли в Астане в декабре.

Ситуация усложняется тем, что Казахстану необходимо компенсировать еще нарушение квот по добыче до октября 2025 года. В январе дополнительные объемы должны составить минус 65 тыс. баррелей в сутки. В то же время расширение добычи на Тенгизском месторождении планируется в 260 тыс. баррелей в сутки — четверть прогнозного роста спроса на нефть в 2025 году. В результате страна может стать одним из ярких нарушителей сделки ОПЕК+, которая борется за сохранение цен на сырье.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков говорит, что Россия выполнила свои обязательства и сократила добычу ниже квоты, хотя ее производство значительно превышает казахстанское.

«В Казахстане могут сказать, что вложены инвестиции ($ 48,5 млрд). Однако это могут сделать и другие страны ОПЕК+. В резерве у участников сделки находятся мощности на 6 млн баррелей в сутки», — замечает Игорь Юшков.

В этой ситуации, отмечает ведущий аналитик ФНЭБ, все будет зависеть от самого Казахстана, который должен будет снизить добычу на других месторождениях.

«Для Казахстана проблема заключается в том, что обязательства подписывают государства, а добычу ведут коммерческие компании. И возможное нарушение квот будет негативным сигналом для других участников ОПЕК+, которые могут последовать примеру Казахстана, а цепная реакция вызовет возвращение тех самых 6 млн баррелей в сутки, которые обрушат рынок», -добавил Игорь Юшков.

Источник: EADaily, 24.01.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики